|
концентрации ума в определенных формах и образах, а значит, любая
ниргуна-дхьяна (безобъектная медитация) есть не более чем викальпа, или продукт
концептуализации – понятие или представление. Неудивительно, что визит брахмана
в дом Шри Кришнамачарья воспринимал как приход самого Бога и заботился об
исполнении индуистских домашних ритуалов тщательнее, чем это делается во многих
храмах. Подобное весьма осторожное отношение к реализации самадхи как высшей
цели йоги передалось по наследству и его ученикам, что прослеживается в их
комментариях к «Йога-сутрам» Патанджали.
Распространение йога-терапии
В изданиях по йоге на Западе лишь изредка встречается напоминание о том, что
йога есть не просто способ оздоровления, а путь к полному освобождению от
обусловленного человеческого существования. Напротив, для индийца, воспитанного
в рамках традиционной культуры, вполне актуально следующее высказывание
Дешикачара: «Для большинства людей йога есть чисто духовная дисциплина, но Шри
Кришнамачарья понимал ее более широко». Западный термин «йога-терапия» не
означает, что приспособление методов йоги для лечения болезней и решения
психологических проблем началось сравнительно недавно, будучи вызвано
потребностями цивилизованного общества. В южно-индийской лексике ему
соответствует специальный термин йога-чикитса, и существуют многочисленные
коннотации между практикой йоги и традиционной индийской медициной (аюрведой).
В йоге применяется много различных методов лечения: иногда нужна мантра, в
других случаях необходимо изменить диету, порой используются асаны, а некоторым
людям помогает пранаяма. В любом случае, болезнь становится препятствием на
пути к духовному просветлению, которое нужно устранить.
Рекомендации Шри Кришнамачарьи по достижению физического, умственного и
духовного здоровья основывались на пульсовой диагностике, аюрведе и йогической
системе оздоровления Натхамуни. Истоки его целительских способностей кроются в
той среде, в которой он вырос, и первые советы по лечению диабета и других
болезней он получил от отца. Шри Кришнамачарья ясно понимал, что ему необходимо
хорошо разбираться в медицине, поэтому он побывал в Бенгалии, где учился у
известного целителя Кришны Кумара. Также он умел получать важнейшую информацию
о состоянии человека, исходя из пульса. Это знание он перенял от мастеров и из
древних текстов: кто бы ни обращался к нему за помощью, прежде всего он
проверял пульс. Дело в том, что практика йоги воздействует на нади
(энергетические каналы тела), что отражается на частоте сердцебиения, которая
показывает, как строить последующую практику. В целом, для улучшения здоровья и
увеличения продолжительности жизни следует замедлять пульс.
Тем не менее, Шри Кришнамачарья пренебрегал техниками шат-крийи – шесть
способов внешнего и внутреннего очищения тела от загрязнений. Неизменно
предписанные аюрведой для подготовки к любому лечению, они рекомендуются в
«Хатха-йога-прадипике» для подготовки к соблюдению моральных требований ямы и
ниямы. Шри Кришнамачарья не видел в них особой необходимости, поскольку при
правильно построенной практике асан и пранаямы, в совокупности с внимательным
отношением к выбору пищи, дополнительное очищение не требуется. Данные техники
получили разработку в других течениях хатха-йоги, особенно в школах Дхирендры
Брахмачари и Шри Йогендры. Несмотря на полное отсутствие столь важного аспекта
терапевтической практики, лечение методами аюрведы и йоги стало важнейшим
направлением в последний период деятельности Шри Кришнамачарьи. Поскольку на
протяжении всей жизни к нему обращались люди, страдавшие от всевозможных
болезней, продолжением этой составляющей его биографии выступает текущий прием
больных в Кришнамачарья-йога-мандире.
Феномен «дилетантизма» в йоге
Шри Кришнамачарья был признанным «профессионалом» в йоге, окруженный более или
менее серьезными продолжателями его дела. При наличии множества последователей
неизбежно возникает характерная черта дилетантизма, – игнорирование
дифференциации внутренней структуры. Другая крайность, которая часто совпадает
с первой, состоит в допущении самоопределения для каждого, кто объявляет себя
причастным традиции. В итоге, складывается внешнее впечатление, что за общими
фразами «йоги считают», «в йоге принято» скрывается вседозволенность создавать
собственную йогу, вовсе не считаясь с объективными законами развития. Тогда
|
|