|
отделение Санскритского колледжа с 1937 по 1973 г. В этот период он женился по
любви на девушке по имени Сватмарама, происходившей из древнего рода пандитов,
а вскоре в семье появились трое детей: Манджу, Рамеш и Сарасвати.
В 1945 г. Паттабхи Джойс был удостоен звания йогасана-вишарада, дарованного ему
Шри Джагадгуру Шанкарачарьей Пури. Три года спустя он основал Институт
исследования аштанга-йоги с целью практиковать йогу и изучать ее целительное
воздействие, описанное в древних текстах. В течение двух лет (1976–1978)
Паттабхи Джойс был почетным профессором йоги в Правительственном колледже
индийской медицины. Наибольшую известность он получил благодаря обучению методу,
известному как виньяса и базирующемуся на совмещении дыхания и движения.
Считается, что эта система была заимствована им из древнего текста
«Йога-корунта», написанного на санскрите. Вместе со своим гуру Шри
Кришнамачарьей он расшифровал последовательности асан, выстроив их в четкую
систему, которая и будет предметом нашего пристального внимания.
В 1964 г. Паттабхи Джойс после долгих прошений принял первого западного ученика
– Андрэ ван Лисбета. Вскоре к нему стало приезжать множество европейцев, а в
начале семядисятых прибыли первые американцы после встречи с его дочерью Манджу
в ашраме Свами Гитананды в Пондичерри. С тех пор аштанга-виньяса-йога стала
распространяться в Америке: сначала в Калифорнии, а затем на Гавайях. В 1975 г.
Паттабхи Джойс вместе с Манджу впервые посетили США, а в последней четверти ХХ
века аштанга-виньяса-йога стала популярна в Европе, России, Японии, Канаде,
Австралии и многих других странах. Вплоть до настоящего времени Паттабхи Джойс
неизменно преподает тот самый метод, который передал ему некогда гуру Шри
Кришнамачарья.
Шарат Рангасвами
Шарат Рангасвами родился в 1971 г., его матерью была Сарасвати, одна из дочерей
Паттабхи Джойса, которая тоже до сих пор преподает йогу. Подобно своему дедушке,
Шарат рано начал заниматься аштанга-йогой. Первый период его практики
относится к возрасту с двенадцати до семнадцати лет. Затем он прервал занятия
на целых два года, чтобы изучить электронику и получить диплом. На это время
прервался также и его контакт с дедушкой, но когда его позвали вернуться домой,
чтобы помогать проводить занятия в йогашале, Шарат ухватился за предложенную
возможность без колебаний. После пяти лет обучения Паттабхи Джойс назначил
внука помощником директора Института исследования аштанга-йоги. Можно спорить о
том, кто действительно окажется следующим хранителем стиля аштанга-виньяса-йоги,
однако формально им должен стать Шарат.
Посмотрим, как проходят будни молодого учителя йоги. Ежедневно Шарат встает
затемно и посвящает собственной практике асан не менее двух часов. Затем он
помогает дедушке проводить занятия в йогашале с пяти утра и до тех пор, пока
последний ученик не закончит практику, а порой это затягивается почти до
полудня. Затем он делает все необходимые дела, обедает и немного отдыхает. В
пять часов он вместе с дедушкой направляется в йогашалу для проведения сатсанга
(встречи с учениками), а вечером они возвращаются домой. Паттабхи Джойс следует
тому же самому распорядку, только по утрам вместо йогической практики поет
мантры, а после занятий в йогашале поклоняется Шиве. В настоящее время он
готовит Шарата к тому, чтобы передать ему полное руководство институтом.
Б. Н. С. Айенгар
Шри Кришнамачарья посвятил в йогу двух учеников с фамилией Айенгар. Всемирно
известен Б. К. С. Айенгар, основатель стиля айенгар-йоги, тогда как о его
«двойнике», поныне продолжающем традицию аштанга-виньяса-йоги, сведений немного.
Б. Н. С. Айенгар родился в штате Майсур в 1925 г., шесть лет изучал йогу под
руководством Шри Кришнамачарьи, пока тот окончательно не переехал в Мадрас, а
затем под присмотром Паттабхи Джойса, а махараджа Майсура присвоил ему титул
йогавишарады (знатока йоги). В возрасте шестидесяти лет, после длительных
странствий по святым местам Индии и долгих лет уединененной практики в родной
деревне, он получил приглашение от прославленной брахманской школы Браматантра
Паракала Мутт возглавить школу йоги им. Патанджали.
Айенгар предпочитает называть свой стиль, наоборот, виньяса-аштанга-йогой, и он
представляет собой нечто среднее между строго определенными сериями асан
Паттабхи Джойса и свободно практикуемыми последовательностями Дешикачара. Асаны
|
|