|
дворца, где он обнаружил трактаты, послужившие источниками для описания асан,
по его собственному признанию, далека от завершения. Более того, многие асаны
Шри Кришнамачарья, по-видимому, «нашел» интуитивно, в процессе накопления опыта.
Во-вторых, Шри Кришнамачарья начал употреблять подручные средства, чтобы
облегчить начинающим выполнение сложных асан. Сюда включается применение стен,
веревок, блоков, валиков и даже одеял и стульев. Впоследствии разработка
«пропсов» стала характерной чертой айенгар-йоги, где долгие годы ученики
осваивают не столько сами асаны, сколько различные способы освоения асан.
Отсутствие сидячих медитаций в системе Айенгара тоже возводится к идее Шри
Кришнамачарьи, согласно которой практика асан сама по себе есть свадхьяя и
позволяет совершенствовать способность к самосознанию.
В-третьих, Шри Кришнамачарья считал важным связывать асаны между собой
посредством динамических переходов (виньяс) в завершенные комплексы. Кроме того,
он подчеркивал необходимость использовать при выстраивании последовательностей
принцип пратикрия-асаны – компенсации, или контр-позы. Суть его в следующем:
поскольку каждое действие вызывает противодействие, нужно создать условия для
проявления спонтанной реакции тела. Например, прогибы должны чередоваться с
наклонами, а растяжение связок – сопровождаться укреплением мышц и т. п. Оба
принципа составили основу аштанга-виньяса-йоги.
Пранаяма
Шри Кришнамачарья в поисках особого подхода к каждому ученику неизменно
использовал энергию дыхания, чему никто ранее не придавал такого всеобъемлющего
значения. Шри Кришнамачарья утверждал, что пранаяма коренится в асане: только
выполнение асан в сочетании с определенными дыхательными техниками ведет к
освоению пранаямы. И, наоборот, посредством изменения методики и длины дыхания,
комбинируя асаны и меняя дыхательный ритм, можно видоизменять позы так, чтобы
они удовлетворяли индивидуальным потребностям практикующего. Относительно
допустимости контроля дыхания в процессе практики асан до сих пор ведется
полемика даже среди последователей Шри Кришнамачарьи, не говоря уже о
представителях других йогических традиций. Подробнее мы остановимся на данной
критике при рассмотрении вини-йоги, где продолжают экспериментировать с
подбором способа дыхания в каждой отдельной асане. В значительной мере этот
вопрос касается и аштанга-виньяса-йоги, где особое дыхание уджджайи неизменно
сопутствует полному динамическому циклу. И лишь в айенгар-йоге принята
установка на то, что с дыханием следует работать отдельно.
В практике собственно пранаямы Шри Кришнамачарья делал акцент на использовании
бахья-кхумбаки (задержки после выдоха) и усилении речаки (выдоха). Причины
таких предпочтений просты: в контексте аюрведы он понимал управление дыханием
как брамхана-крию (технику поклонения) или лангхана-крию (технику очищения).
Применение бандх (замков) считается самым сложным в хатха-йоге, но, изучив
множество текстов, Шри Кришнамачарья всегда точно определял, какую из них
следует включить в каждый этап пранаямы, и особенно хорошо разбирался в
эффектах мула-бандхи (корневого замка). Более того, он считал правильным
активно практиковать маха-мудру, соединив аспекты асаны, пранаямы и мудры в
одном действии. Дешикачар утверждает, что именно его отец привнес идею бхаваны
в практику пранаямы: вдох есть вдохновение от Господа, а выдох – погружение в
Господа, предание себя высшей воле. Таким образом, возникает наложение этапов
практики: пранаяма начинается в асане, а дхьяна (медитация) начинается в
пранаяме. Если проводить параллели с тантрическими техниками, то энергию
кундалини Шри Кришнамачарья приравнивал к пране. Вот почему пранаяму с
усиленным выдохом и бандхами, дополняемую преданным пением, он признавал самым
эффективным методом пробуждения кундалини. При подобном подходе результат
практики зависит лишь от состояния ума – овладения вайрагьей (отрешенностью).
Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи
Высшие ступени практики допустимо объединить, ибо Шри Кришнамачарья
рассматривал их в совокупности. Понимая хатха-йогу как садхану (духовную
практику), он считал, что именно наличие устремленности превращает раджа-йогу в
бхакти-йогу. Длительное сосредоточение, или дхьяна (медитация), представляет
собой характерное состояние ума, который имеет ограниченную природу и вообще не
способен схватывать сущее за пределами формы. Следовательно, деша (тело), или
объект такого сосредоточения, должен быть непременно сагуна (качественным), а
не ниргуна (бескачественным). Обычное человеческое существо нуждается для
|
|