Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Мария Николаева - Философские основания современных школ хатха-йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-
 

Яма


На подготовительном уровне предписания ямы определяют, от чего следует 
воздерживаться, и задают внешнюю канву жизни, одним из характерных признаков 
которой была брахмачарья (целомудрие). Подобно своему учителю, Шри 
Кришнамачарья считал, что для наших дней уже не подходит традиционная санньяса, 
подразумевающая ношение оранжевых одежд, странствия с места на место, 
отсутствие постоянного пристанища и сбор подаяния. Быть санньясином – значит 
целиком и полностью отдать себя высшей силе. Шри Кришнамачарья не воспринимал 
совершаемые им поступки как свои действия, сознавая собственную беспомощность и 
принимая проходящую через него силу за волю учителя или Бога. Для него не 
существовало противоречия между семейной жизнью и истинным духом санньясы. Шри 
Кришнамачарья хотел, чтобы все дети, включая дочерей, занимались йогой, и 
всегда находил время заботиться об их потребностях. Его жена практиковала асаны,
 пранаямы и медитацию в периоды беременности, проверяла правильность выполнения 
асан детьми и знала наизусть все священные тексты. Из шести детей двое сейчас 
преподают йогу.





Нияма


Указания ниямы касаются того, к чему следует последовательно прилагать 
неустанные усилия для внутреннего очищения. Шри Кришнамачарья считал, что 
сегодня они утратили всякую ценность, кроме двух – разборчивости в пище и 
словах. К последнему предписанию относится повторение сакральных текстов. 
Предчувствуя, с какими трудностями столкнется изучение вед в современном мире, 
Шри Кришнамачарья старался распространять ведическую культуру, преподавая йогу, 
санскрит и собственно ведические мантры каждому, кто обращался к нему с 
подобными просьбами. Его не устрашала критика со стороны брахманов, что гимны 
вед непозволительно петь непосвященным, поскольку в гораздо большей мере он 
опасался полного забвения ведического знания среди людей. Веды следовало 
сохранить любой ценой, поэтому в 1999 г. под эгидой Кришнамачарья-йога-мандира 
был открыт специальный центр Ведавани для обучения ведическому пению. Дешикачар,
 ссылаясь на авторитет отца, заверил на церемонии открытия, что при всей 
невозможности воспроизвести древние формы обучения необходимо постараться 
удержать от исчезновения, по крайней мере, духовную наполненность традиции.





Асана


Шри Кришнамачарья никогда не рассматривал хатха-йогу, к которой обычно относят 
асаны и пранаямы, просто как систему физических упражнений. Йога во всех формах 
означала для него деятельность, ведущую к освобождению и воссоединению с Богом. 
Такое понимание вполне ортодоксально, ибо еще Сватмарама в 
«Хатха-йога-прадипике» определял хатха-йогу как средство для подготовки к 
раджа-йоге, причем средство совершенно необходимое. На пути к полной свободе 
требуется сильная воля и способность постоянно трудиться, а немощь тела 
отвлекает внимание: человек не столько поглощен мыслями о Боге, сколько 
озабочен своими телесными страданиями. Этапы практики, на которых 
осуществляется работа с физическим телом, представляют собой не альтернативный 
путь, а ступень, обеспечивающую возможность пройти весь путь до конца. Йога 
призвана увеличить способность человека проникать в суть вещей, и асаны тоже 
направлены к достижению данной цели, подготавливая тело к изменению параметров 
восприятия. В итоге предполагается не просто восстановление здоровья, а 
качественная физическая трансформация.

Остановимся на основополагающих принципах построения практики, которые были 
введены Шри Кришнамачарьей или даже восприняты им от гуру либо из текстов, хотя 
часто приписываются его ученикам. Самые главные из них закрепились в трех 
наиболее известных школах, созданных в данной традиции: вини-йоге, айенгар-йоге 
и аштанга-виньяса-йоге. При значительном расхождении в подходах, важно отметить,
 что асана выступает в каждой из них средоточием всей практики.

Во-первых, Шри Кришнамачарья ввел в практику йоги значительное количество 
совершенно новых асан, подбирая определенные комплексы и последовательности в 
каждом конкретном случае и варьируя их по мере изменения состояния, – здоровья 
пациента либо сознания ученика. Если разнообразие асан восприняли многие школы, 
то сам «творческий» подход закрепился в вини-йоге, и ниже этот стиль выступит 
отдельным предметом исследования. Начатая Сьоманом работа в архивах Майсурского 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-