|
Если под философией понимать рефлективную структуру самосознания как основу для
развития разума, то все «нефилософские» методы аргументации могут относиться к
двум сферам сознания – «рассудка» и «сверхразума». Рассудочные доводы,
производимые манасом как «общим чувством», связывающим функционирование органов
чувств и действия со способностью различения, носят характер представлений и
выражаются, кроме собственно накопленного «здравого смысла» посредством более
или менее отвлеченных метафор, таблиц или схем. Среди перечисленного метафорами
чаще всего пользуется Дешикачар, таблицами – Айенгар, а схемами – Таймни.
Напротив, сверхразумные доводы в простейшей форме заключены в логических
парадоксах, которыми умело оперирует Свами Венкатешананда для создания
неразрешимых противоречий, останавливающих деятельность разума и отрывающих
путь к интуитивному постижению.
Действительно существенными сверхразумными доводами следует считать заключения
на основании опыта самадхи, или сосредоточения. Как известно, обычные процессы
мышления является дискурсивными и тесно связаны с языковыми структурами. На
этом основании Свами Сатьянанда в истолковании сутры 44 «Самадхи-пады» проводит
радикальное различие между медитацией в философской системе санкхья и практике
йоги. Речевая деятельность потенциально присутствует при аналитическом
сосредоточении (витарка), а внеязыковое мышление называется синтетическим
сосредоточением (савичара), где форма разума определяется лишь пространством,
временем и идеей, осознаваемыми по отдельности в чистом виде. В санкхье же
вообще отсутствуют стадии дхараны, дхьяны и самадхи, а вершиной размышлений
становится пратьяхара – отвлечение от данных органов чувств и прояснение формы
видения. Нирвичара самадхи оказывается той разделительной полосой между разумом
и сверхразумом, в которой уже не работают чистые формы пространства, времени и
идей, хотя и остается нечто, называемое «существенной природой мысли», а в
асмита самадхи мышление растворяется в осознании.
Развитие исходных противоречий
В целом, «Йога-сутры» делятся на четыре части. «Самадхи-пада» посвящена
идентификации состояний сознания – от классификации неконтролируемых
читта-вритти (завихрений разума) до типологии самадхи (сосредоточения).
«Садхана-пада» посвящена выбору последовательности в практике, здесь
описываются пять из восьми этапов аштанга-йоги и способы их освоения.
«Вибхути-пада» посвящена влиянию промежуточных результатов на дальнейшую
трансформацию обыденного состояния сознания, а «Кайвалья-пада» – преодолению
кармы и совершенствованию в окончательном освобождении. Как уже отмечалось, все
комментарии к «Йога-сутрам» открываются введением, где поясняется смысл и
соотношение названных частей и дается предварительное определение йоги. Именно
истолкования на уровне общей структуры текста и задают исходные противоречия,
которые впоследствии лишь уточняются и развиваются в основном тексте. Так,
среди пространных описаний содержания четырех частей выделяется лаконичное и
уверенное проведение параллелей с другими «четверицами» индийской культуры,
сделанное Айенгаром. Четыре пады (части трактата) соотносятся с четырьмя
варнами (классами общества), четырьмя ашрамами (стадиями жизни), четырьмя
качествами (тремя гунами и трансцендентным состоянием гунатита), четырьмя
пурушартхами (целями жизни). В итоге, получается, что Патанджали соотносит
высшую цель йоги с завершающей стадией жизни и выходом за пределы
«качественного» существования в круговороте гун. Как поясняет Айенгар, во
времена Патанджали эти концепции были общепризнанны, вот почему в явной форме
они названы только в последней части и остались незамеченными остальными
комментаторами.
Достаточно привести несколько решительных утверждений, чтобы стало очевидно,
насколько радикальны первоначальные расхождения трактовок философской системы
йоги. Так, Свами Сатьянанда отказывается полностью отождествлять
патанджали-йогу с раджа-йогой, как это обычно делают, а предпочитает определять
ее как особую систему в пределах более обширной сферы раджа-йоги. По его
представлениям, раджа-йога включает в себя следующие системы: кундалини-йога,
крийя-йога, мантра-йога, дхьяна-йога и патанджали-йога. Среди них
патанджали-йога характеризуется как система из восьми этапов и поэтому
называется аштанга-йогой. Со своей стороны, Маршалл Говиндан называет всю
систему, изложенную в «Йога-сутрах», крийя-йогой, основываясь на определении
самого Патанджали, данном в первой сутре второй части. А именно, интенсивная
практика, само-исследование и преданность Ишваре вместе составляют крийя-йогу.
Выделив в качестве всего двух составляющих крийя-йоги практику и отречение
(абхьяса и вайрагья), далее Говиндан ссылается на следующее утверждение
Фёрштайна: в отличие от распространенного мнения, согласно которому
патанджали-йога является аштанга-йогой, текстуальный анализ показывает, что
|
|