Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Мария Николаева - Философские основания современных школ хатха-йоги
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-
 




Возведение в понятие


Также у Айенгара можно найти и возведение в понятие таких качеств, как, 
например, «честность», которое далее продолжает присутствовать на всех уровнях 
обобщения. Рассмотрим комментарий к сутре 7 «Самадхи-пады», где правильное 
знание определяется как «прямое», «выведенное» или «доказанное как фактическое».
 После выделения в практике асан процесса «вынесения осознания на поверхность 
клеточного тела», пробуждающего способность различения (буддхи), Айенгар 
заключает:

«Буддхи обладает способностью проницать самое себя, его внутреннее достоинство 
состоит в честности».

Теперь проанализируем обратное логическое движение в комментарии к сутре 43, 
посвященной нирвитарка самапатти. После рассмотрения процесса перехода в 
практике асан от проб и ошибок к пониманию, начинающемуся «под кожей» и 
распространяющемуся вглубь «всего существа», Айенгар подчеркивает:

«Когда пробуждение затрагивает разум, в бытие вступает честность».

Уже от первого заключения Айенгар делает отсылку к последующей сутре 49, 
посвященной мудрости, где честность возводится в «интуитивное знание» или 
«следование внутреннему голосу истинного гуру», при котором существует лишь 
саттвическое (уравновешенное) сознание в соответствующем саттвическом 
проявлении. Так честность из расплывчатого морального качества, охватывающего 
сферу соответствия обычных помыслов и поступков как причин и следствий, 
превращается в строгое определение предельно адекватного соотношения 
внутреннего и внешнего, или субъектного и объектного. Причем соответствие 
устанавливается на любом уровне, – от физиологического до духовного, – в 
поступенчатом процессе преодоления обусловленного существования. Точно так же 
можно рассмотреть понятие «скромности» у Свами Венкатешананды в истолковании 15 
сутры «Самадхи-пады» и др.





Пример в умозаключении


Примерами из повседневной жизни, встроенными в среднее звено доказательства, 
чаще всего пользуется Свами Венкатешананда, начиная с самой первой сутры, где 
предлагается сразу перейти к восприятию инструкций по йоге. Рассматривая три 
степени приобщения к знанию – шраваны (слушания), мананы (осмысления) и 
нидидхьясаны (выполнения), из которых именно последний оказывается пригодным 
для передачи учения йоги, Свами Венкатешананда приводит пример приготовления 
пищи. Первые два типа передачи знания сравниваются им с использованием 
поваренной книги, при котором многого из указанного в рецепте просто не 
оказывается в наличии на данный момент, и приходится бежать на базар, где 
удается купить лишь половину. Третий тип приравнивается им к образу действия 
умелой хозяйки, которая не имеет поваренной книги, но является ею, поэтому 
после вчерашнего похода на базар она просто берет в кладовке из имеющихся 
запасов по горсти круп и щепоти пряностей и смешивает их в котле. Итак, 
заключает Свами Венкатешананда, «вот инструкции по йоге: слушайте их, 
осмысливайте их, превращайтесь в процесс их выполнения».

Не менее показательным представляется приведение одного и того же примера для 
иллюстрации разных способов получения достоверной информации в комментарии И. К.
 Таймни к сутре о трех типах правильного знания. В одном из них происходит 
прямой контакт с объектом, а в остальных – опосредованный. В случае пратьякши – 
непосредственного восприятия – вы видите, как машина подъезжает к дому. В 
случае ануманы – умозаключения – вы слышите звук мотора и делаете вывод, что 
машина подъезжает к дому. В случае агамы – авторитетного свидетельства – вы 
выслушиваете сообщение прислуги, из которого вам становится известно о том, что 
машина подъезжает к дому. Итак, заключает Таймни, во всех трех случаях образ, 
возникающий в представлении, соответствует реальному факту, и такое состояние 
сознания (читта-вритти) подводится под категорию праманы, или правильного 
знания.





«Нефилософские» методы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-