|
восемь этапов йоги были заимствованы Патанджали из более раннего
несохранившегося источника. Наконец, Свами Венкатешананда выносит самое сильное
суждение, справедливо подмечая, что название раджа-йога не встречается в самих
сутрах, где есть лишь слово йога. Поэтому, заключает он, нет никакой раджа-йоги,
а есть либо «йога», либо вовсе «не-йога». Итак, мы привели несколько
противоречивых утверждений относительно системы в целом, и когда мы перейдем к
подробному текстуальному сравнению комментариев, нам останется только
конкретизировать данные герменевтические предпосылки.
Наконец, последнее противоречие, которое следует отнести к «исходным», – это
противоречие между йогой и философией, поскольку само словосочетание «философия
йоги» тоже подвергается переосмыслению, хотя мы и выделяем особые философские
основания хатха-йоги. Несмотря на общепринятое включение йоги в число основных
философских систем, здесь также задан спектр суждений, заключенный между
крайними мнениями. С одной стороны, Свами Сатьянанда напоминает, что
«Йога-сутры» также называют «Йога-даршана», что обычно переводят как «философия
йоги», хотя в действительности термин даршана имеет более широкое значение как
«процесс видения», которые предполагает проникновение за пределы сферы
восприятия чувств и разума. Таким образом, подразумевается не философское
мышление в западном смысле рефлективной деятельности разума, а способность
«видеть невидимое», или «духовное прозрение». С другой стороны, Рамамурти Мишра
утверждает, что система йоги представляет собой практический аспект всех
«философий», включает в себя все философские средства и методы, и нет ни одной
философии, в которой каким-либо образом не присутствовала бы йога, а все
основатели философских систем в той или иной форме практиковали йогу.
Часть I Традиция Шри Кришнамачарьи
Глава 1. Шри Тимуралаи Кришнамачарья
Водоворот в русле традиции
Для понимания оснований всей современной йоги Шри Кришнамачарья (1888–1989)
является ключевой личностью, поскольку его деятельность послужила вполне
определенным рубежом в развитии традиционной йоги. Он объединил два направления
йоги, изначально развивавшихся самостоятельно, – учение Северной Индии,
базирующееся на «Йога-сутрах» Патанджали и полученное им от своего гуру в
Гималаях, и учение Южной Индии, передаваемое по традиции в его семейном клане
от тамильских мастеров-альваров. Среди его собственных учеников трое стали
основателями новых школ йоги, которые к настоящему времени приобрели наибольшую
известность в мире, – аштанга-виньяса-йоги, айенгар-йоги и вини-йоги, – что не
означало разложения синтеза, осуществленного Шри Кришнамачарьей, на прежние
составляющие.
На фоне повсеместного выхолащивания древних знаний Шри Кришнамачарья предстает
воплощением некой «крайности» в том, что делает человек с йогой и йога с
человеком. Жизнь Шри Кришнамачарьи вобрала в себя все трудности и преимущества
духовного перепутья, позволив ему вместить в своем сознании и трансформировать
в практические принципы йоги множество аспектов других индийских учений,
включая как философские системы, так и практические навыки аюрведы. В различных
изложениях его жизненного пути встречаются некоторые фактические разночтения,
создающие трудности для понимания мотивации отдельных действий и восстановлении
причинно-следственных связей между накоплением знаний и опыта и последующими
актами совершения самостоятельного выбора. Также и аспекты его учения предстают
неоднозначными не только в передаче разных учеников, но даже в выступлениях
разных лет его сына и преемника. Однако внимательное отношение к вехам пути Шри
Кришнамачарьи и глубокое проникновение в его наследие способно многое прояснить
в становлении тех форм йоги, которые приемлемо называть «современными».
Биография: синтез индийских учений
Наследие святого Натхамуни
|
|