|
"А" символизирует проявление, "у" – поддержание, "м" – растворение Вселенной.
Вселенная последовательно проходит через стадии эволюции, поддержания,
инволюции. Поэтому Ишвара называется Ом, – ведь Он ответствен за все эти три
цикла. Также его называют надой, так как Он есть высшая музыка, вечно
присутствующая всюду. Санкхья-йога подчеркивает необходимость медитации на эту
нада-пранаву, так как она вечна и является проявлением Сагуна-брахмана.
Этой высшей музыкой пронизана вся Вселенная. В индивидууме она проявляется как
звук колокола в голове. Медитируя на него, йог ощущает, как звук расширяется,
как увеличивается его сила. В конечном счете йог постигает, что вся Вселенная
вибрирует в наде. Эта музыка называется "Сагуна-брахман", так как она обладает
властью над космическими силами (гунами). Она лична, поскольку проявляется в
личности, и тем не менее она безлична, так как пребывает всюду. Она есть
Ниргуна-брахман, так как находится за пределами космических сил пракрити.
(Подробнее см. в книге "Основания йоги", гл. 28.)
Как в относительном мире нет различия между наименованием и наименованной
субстанцией, так же нет различия и между Ишварой и пранавой, надой, слогом Ом.
Отношение между солнечным светом и Солнцем аналогично отношению между надой и
Ишварой. Брахман, Пуруша, Ишвара – подобен Солнцу. Пранава, нада, Ом – словно
солнечный свет.
Вселенная есть концентрированная форма нады. Нада является тонкой формой
Вселенной. Это – тайная доктрина санкхья-йоги.
* * *
Поскольку нада весьма тонка, как следует фокусировать внимание на ней?
28. тадж-джапас тад-артха-бхаванам
таджджапа – постоянное повторение Ом, вслух и в уме, соответственно времени и
месту
тад-артха-бхаванам – вслушиваясь в это (звучание), внимательно (анализируя его
силу, распознавая его реальную форму, отождествляясь с ним, человек должен
медитировать)
Нужно повторять "Ом" вслух и в уме и сосредоточиваться на внутреннем "Ом",
внутренней космической музыке, которая является внутренним голосом, внутренним
безмолвием.
Надо повторять Ом вслух и в уме и фокусировать свое внимание в центре лба, в
аджня-чакре. Внимательно слушая этот звук, человек должен анализировать его
смысл, ощущать его духовную мощь, и отождествлять свое сознание с сознанием
нады.
Пранава включает в себя два класса звуковых токов:
1. Неизреченный. Это нада, высочайшая музыка. Он не может быть выражен никаким
символом. Он есть нада и винду56. В форме винду он есть неопределенное,
Нирвишеша-брахман. В форме нады он есть чистое существование, знание и
блаженство. Посредством калы (цепной реакции) нада, вибрирующая в голове в виде
звукового потока, нарастает и наполняет собой всё, пока не становится
тождественной Ниргуна-пуруше, Брахману. Нада есть Сагуна-брахман, а винду есть
Ниргуна-брахман. Кала есть читта, которая посредством нарастающей цепной
реакции объединяет их обоих.
2. Произносимый символ, слог Ом. Рецитация Ом представляет из себя высшее
дыхательное упражнение. Чтобы преодолеть препятствия, человек должен повторять
этот слог соответственно времени и месту. Когда четко проявляется нада, нужно
медитировать на неё. Тот, у кого нада еще не проявилась, должен повторять Ом
вслух и в уме до тех пор, пока не проявится внутренний звук.
Написанный или произнесенный Ом не вечен, но нада, высочайшая музыка, – есть
вечное Ом. Нужно найти его и медитировать на него. Пока не проявилась нада,
вечный Ом, человек не считается учеником йоги, так как он еще не посвящен
Всевышним. Проявление нады указывает на то, что Всевышний посвятил человека в
самоанализ.
Появление нады не составляет высшей цели практики; это только начало. Если
человек не занимается регулярной медитацией на нее, он не извлечет никакой
пользы из ее проявления. В электрических приборах присутствие электричества
является обязательным условием, но оно должно проявиться в различных формах: в
виде света, звука, движения, тепла и т.д. Аналогично, проявления нады
недостаточно. Посредством медитативной практики ее нужно расширить до всех форм
космической энергии, потому что вся космическая энергия является проявлением
нады.
Индивидуальное сознание должно быть объединено с надой, пранавой, которая есть
проявление Космического Сознания. Когда индивидуальное сознание объединяется с
Космическим Сознанием, тогда ученик начинает видеть все движения и ощущения
микрокосма (тела) и макрокосма. В ходе дальнейшей медитации ученик осознает,
что всё множество ощущений и движений тела пребывает в единстве Сознания.
Таким образом, он переживает множественность в единстве Сознания и видит
единство Сознания во всей множественности ощущений и движений.
Когда медитирующий познает микрокосмическую множественность в рамках микрокосма
и микрокосм в микрокосмической множественности, он должен направить свое
сознание на раскрытие макрокосма и макрокосмической множественности.
Ученику необходимо следить за движением своего сердца, так как его движение
воспроизводит движение космических сил, действующих в нем и вокруг него. Грубые
движения сердца приводят сознание к таким тонким и тончайшим изменениям в теле,
как движение электромагнитных сил, электричества, клеток, молекул, соединений,
элементов, атомов, электронов, и к супраэлектронному движению. Когда все
изменения воспринимаются как одно непрерывное гармоничное движение, согласное с
одним объединенным сознанием, ученик понимает, что его сознание является
|
|