|
представителем сознательной энергии Пуруши, а движение – представителем
пракрити. Тогда он постигает нераздельное тождество движения и сознания.
Из-за сил инерции тамаса энергия сознания саттвы не может воспринять все
движения и ощущения. С помощью активной энергии раджаса в медитации эта инерция
преодолевается, и до сознательной энергии саттвы доходит ощущение движения
каждой клетки, молекулы и атома.
Позже ученику следует сконцентрировать это объединенное сознание
непосредственно на движении космических сил из всего тела во внешнюю Вселенную,
и из внешней Вселенной – во все тело. Затем (при надлежащем ходе практики)
ученик начинает ощущать всю Вселенную, вибрирующую в одном бесконечном океане
праны (вселенской жизни) и акаши (эфира). Весь этот океан праны и акаши
вибрирует в музыке нады, Всевышнего, пранавы, и медитирующий достигает гармонии
Космического Сознания (Пуруши) и космического движения (пракрити). Здесь он
воспринимает Вселенную с ее космической множественностью в космическом единстве
Сознания (Пуруши) и единство Космического Сознания – в космической
множественности. Наслаждение этого опыта невозможно описать. Его может понять
только тот, кто находился в этом состоянии.
Почему следует повторять Ом? Потому, что повторение – мать учения. Вся наша
личность, хорошая она или плохая, есть не что иное, как сумма впечатлений и
привычек, приобретенных в результате повторения. Впечатления и привычки не
умирают, а продолжают жить на подсознательном уровне субстанции разума.
Склонности и впечатления становятся все более и более скрытыми, однако они
остаются, и как только получают определенные стимулы, выходят наружу.
Молекулярная и атомная вибрации никогда не прекращаются.
Даже после растворения Вселенной, когда все движения бесчисленных звездных
систем исчезают, атомные и танматрические вибрации остаются. Каждый атом
воспроизводит структуру солнечной системы: в центре находится солнце – ядро,
вокруг которого согласно закону гравитации вращаются крошечные электроны. Так
каждый атом воспроизводит солнечную энергию. Каждый атом по своему строению и
функционированию является миниатюрной солнечной системой.
Когда вибрации грубого тела затихают, то молекулярные и атомные вибрации
продолжаются на подсознательном плане читты, и когда они получают
соответствующие стимулы, то вновь выходят наружу. Вибрации духовных санскар
(впечатлений и привычек) продолжаются точно так же, как и вибрации дурных. В
процессе повторения Ом рождаются духовные санскары, а негативные санскары
уходят в подсознание. Повторение Ом, размышление над его значением и
отождествление с его всезнанием, всемогуществом и вездесущестью поднимают
человеческое сознание до уровня Космического Сознания (Пуруши).
Вьяса57 пишет:
Свадхьяяд йогамасит
Йогат-свадхьяям-аманет
Свадхьяя-йога-сампатья
Параматма пракашате
"Посредством изучения да практикует человек йогу.
Посредством йоги да концентрируется он на изучении.
Благодаря совершенству в изучении и в йоге
Высшая Душа воссияет ясно".
* * *
Каково психологическое и философское воздействие на человеческую жизнь
повторения Ом, размышления о пранаве и концентрации на ней?
29. тата пратьяк-четанадхигамо'пьяантараябхаваш ча
тата – отсюда (в результате повторения, размышления и концентрации)
пратьяк-четанадхи-гама – приход Космического Сознания
апи – а также
антарая – помех, умственных и физических болезней
абхава – разрушение
ча – и
В результате повторения "Ом", размышления над "Ом", Ишварой и вслушивания во
внутреннюю наду приходит Космическое Сознание, а также устранение физических и
психических расстройств.
Все помехи и болезни – физические или психические – устраняются в присутствии
Ишвары, и йог постигает тождество своего сознания с Сознанием Ишвары,
Космическим Сознанием. Посредством объединения и отождествления своего сознания
с Ишварой, благодаря восприятию Ишвары как Всевышнего, Пуруши, "Я", Чистого
Бытия, Сознания и Блаженства, трансцендентного и имманентного, лишенного всех
материальных качеств, йог постигает свое сознание как "Я". Он непосредственно
воспринимает свое сознание, "Я", как отражение Ишвары в субстанции разума
(читте),
Термин пратьяк-четана означает Сознание, включающее в себя все виды сознания
(пратьяк, "каждое" + четана, "сознание"). Индивидуальное сознание,
индивидуальная душа не может быть пратьяк-четаной, так как в нее не входят все
сознания.
* * *
Каковы эти помехи? Что это за психические и физические расстройства, которые
беспокоят субстанцию разума (читту)?
30.
вьядхи-стьяна-саншая-прамадаласьявирати-бхранти-даршаналабдха-бхумикатванава-стхитатвани
читта-викшепас те'нтарая
вьядхи – болезнь
стьяна – лень, праздность
|
|