|
III. Осуществляющие интенсивную практику:
7. мало интенсивную;
8. средне интенсивную;
9. крайне интенсивную.
Те йоги, которые следуют курсу интенсивной практики, быстро добиваются успеха в
самадхи.
21. тивра-санвеганам асанна
тивра-санвеганам – (к) последователям интенсивной практики
асанна – (самадхи находится) близко
К успешному достижению самадхи ближе всех те, чьи усилия интенсивны, сильны и
искренни.
Из этих йогов Патанджали описывает тех, которые являются последователями
интенсивной практики. Они быстро достигают результатов концентрации, созерцания
и медитации и входят в наивысшее состояние сознания, самадхи.
* * *
Для достижения лучшего и более быстрого результата, последователи интенсивной
практики должны увеличить ее интенсивность.
22. мриду-мадхьядхиматратват тато'пи вишеша
мриду – слабой
мадхья – средней
дхиматратват – от крайне интенсивной практики
тата – отсюда
апи – также
вишеша – превосходные результаты
Чтобы получить превосходные и быстрые результаты в самадхи, йог должен ускорить
свою практику от мало интенсивной до средне интенсивной и от средне интенсивной
до крайне интенсивной.
* * *
После описания высокого (1:21) и высшего (1:22) методов следует описание
наивысшего метода достижения совершенства.
23. ишвара-пранидханад ва
ишвара – Высший Пуруша, Сагуна-брахман
пранидханам – из-за преданности и отождествления
ва – конечно (приносит совершенство)
Совершенство несомненно достигается путем направления силы внимания (читты) на
Ишвару, Сагуна-брахман, посредством самоотдачи и отождествления со свойствами
Ишвары.
Читте присуща способность объединяться и отождествляться. Благодаря способности
объединяться она соединяется с объектом, а посредством отождествления она
включает в себя все свойства объектов и становится этими объектами. Такое
тождество невозможно без полного отказа от собственной личности, которая
является вместилищем эго, гордости, похоти и желания.
Благодаря медитации на Ишвару с предельной преданностью, любовью и знанием, "я"
возвышается и субстанция разума медитирующего просветляется в свете Ишвары.
* * *
Кем является Ишвара по отношению к пракрити и Пуруше?
24. клеша-карма-випакашаир апарамришта пуруша-вишеша ишвара
клеша – неведением, эгоизмом, привязанностью, ненавистью и инстинктом страха
смерти
карма – действием и противодействием
випакашаи – скрытыми склонностями, пребывающими в субстанции разума
апарамришта – не затронутый
пуруша-вишеша – особой энергией Пуруши, Сагуна-брахмана
ишвара – (является) Ишвара
Ишвара, Бог, вселенское сознание – особый Пуруша, не затронутый печалями
относительной жизни, поступками и их результатами.
Ишвара – это особая сила Пуруши. Это Сагуна-брахман, обладающий могущественной
силой Верховной пракрити. Он охраняет медитирующего от всех бедствий и
избавляет его от цикла рождений и смертей. Этот Ишвара пребывает за пределами
всех несчастий, страданий, препятствий, кармы и накопленных скрытых тенденций.
Он трансцендирует всю проявленную Вселенную, поэтому события Вселенной не могут
затронуть Ишвару.
Хотя эти препятствия, кармы, последствия, накопленные скрытые тенденции и
находятся в подсознательном состоянии центрального органа (субстанции разума),
они приписываются "я" (индивидуальной душе), потому что индивидуальная душа
является тем, кто испытывает на себе результаты деятельности читты. Как победа
или поражение зависят от солдат, но приписываются командиру, так успех или
неудача зависят от читты, но приписываются индивидуальной душе.
Ишвара – особая сила Пуруши, Брахмана. Его не затрагивают бедствия. Тот принцип
сознания, который является вечно имманентным и трансцендентным, который
ответствен за эволюцию, поддержание и инволюцию, называется Ишварой.
Каждый человек получает награды и наказания от своего сознания согласно добрым
и дурным кармам. Присущее человеку частное сознание называется пурушей. Это –
психический Ишвара. Без проявления этого частного сознания, человек был бы
подобен камню. Такое частное психическое сознание является символом Бога,
психическим Богом. Человек не может выразить себя без этого символа, который
является чисто психологической концепцией Бога. Если бы не было теологического
Бога, то человеку пришлось бы придумать психологического Бога, чтобы руководить
|
|