|
В санпраджнята-самадхи достигается контроль над всеми впечатлениями, которые
трансформируются в семя. В асанпраджнята-самадхи остаются только
сублимированные впечатления, а все изменения субстанции разума прекращаются.
Санпраджнята-самадхи и все виды концентрации имеют некоторый объект, на который
они опираются. У асанпраджнята-самадхи нет опорных объектов. Погруженная в
асанпраджнята-самадхи субстанция разума выглядит так, словно является самим
небытием, хотя на самом деле она становится Чистым Существованием, которое
трансцендирует всякое существование.
МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ АСАНПРАДЖНЯТА-САМАДХИ
В дополнение к практике единственным средством достижения этого состояния
является высшее отречение. Под "высшим отречением" здесь (согласно афоризму
1:16) подразумевается не что иное, как Высший Свет Абсолюта, Пуруша-кхьяти.
Энергии раджаса и тамаса полностью преодолеваются силой саттвы.
* * *
Есть два вида асанпраджнята-самадхи: бхавапратьяя и упаяпратьяя.
Асанпраджнята-самадхи вызывается либо анализом пракрити и ее познанием, либо
путем самоанализа и самопознания. Последнего достигает йог, а первого – тот,
кто не является йогом.
19. бхава-пратьяйо видеха-пракрити-лайянам
бхава-пратьяя – недифференцированное сознание (достигается)
видеха – вне телесного сознания
пракрити-лайянам – поглощенных Верховной Природой
Те, кто поглощены анализом пракрити, Верховной Природы, и ее сил,
трансцендируют физическое и материальное существование и достигают состояния
концентрации, которое исключает сознание объектов. Это состояние называется
бхавапратьяя-самадхи.
В таком состоянии сознания объектов нет, и в этом отношении оно похоже на
состояние асанпраджнята-самадхи. Это псевдо-асанпраджнята-самадхи, поскольку из
этого состояния человек может вновь пасть в цикл рождения и смерти.
Те, чьи желания удовлетворены, кто достиг бесстрастия, но не занят самоанализом
и самопознанием, находятся в "не-я" и достигают состояния самадхи, которое
называется бхавапратьяя.
В бхавапратьяе человек поглощен физическими или метафизическими и
психологическими элементами. Так как это самадхи не сопровождается самоанализом
и самопознанием, оно может снова стать причиной рождения и смерти в
эмпирическом мире.
Из обычного опыта известно, что, когда мы поглощены каким-либо интересным делом,
время для нас проходит незаметно. Такое вневременное состояние похоже на
асанпраджнята-самадхи – за вычетом самопознания. Сон без сновидений – другой
пример видеха-пракрити-лайи, потому что в этом состоянии человек не сознает
тело и поглощен пракрити, Верховной Природой.
* * *
Йог достигает упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи посредством следующих методов:
20. шраддхавирья-смрити-самадхи-праджня-пурвака итарешам
шраддха – вера, уверенность в себе, самодисциплина
вирья – огромный энтузиазм и энергия
смрити – памятование, трезвление
самадхи – практика концентрации, созерцания и медитации
праджня – самоанализ
пурвака – предшествование (создает упая-пратьяя-самадхи)
итарешам – у других (йогов)
Йоги достигают асанпраджнята-самадхи благодаря вере, энтузиазму, постоянному
памятованию "Я есмь", практике самадхи и самоанализу.
Йоги достигают упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи посредством веры в себя,
самодисциплины, уверенности в себе, огромного энтузиазма и энергии, постоянной
внимательности и бдительности, регулярной практики концентрации, созерцания и
медитации, а также посредством самоанализа и самопознания.
Вера в себя и самодисциплина подобны хорошей матери, оберегающей йога. Они
приносят духовную силу, которая создает внимательность и бдительность ума.
Когда обретается бдительность ума, субстанция разума, предоставленная себе,
может сконцентрироваться без помех. Благодаря беспрепятственной концентрации
йог приобретает праджню, знание Пуруши, Брахмана, и воспринимает вещи такими,
каковы они есть на самом деле. Благодаря использованию этих средств и высшему
отречению, направленному к этой цели, в конечном счете приходит
упая-пратьяя-асанпраджнята-самадхи.
* * *
В соответствии со способом осуществления практики йогов можно поделить на
девять классов:
I. Осуществляющие медленную практику:
1. очень медленную;
2. не очень медленную;
3. медленную в незначительной степени.
II. Осуществляющие умеренную практику:
4. очень умеренную;
5. средне умеренную;
6. умеренную в незначительной степени.
|
|