|
4. соединения с Пурушей, Брахманом, а через посредство Пуруши – со всеми
объектами Вселенной (асмита).
Витарка (логическое рассуждение) – это продумывание, индуктивное и дедуктивное
исследование объектов. По своей природе оно имеет дело с грубой формой
элементов. Вичара (философская рефлексия) является тонким непосредственным
опытом и имеет дело с тонкой природой элементов. Ананда связана с Высшей
Реальностью; она дарует бесконечное блаженство и счастье. Асмита приносит
ощущение единства со всеми элементами и объектами Вселенной. Асмита –
вселенская форма читты.
Асмита включает в себя всё; ананда включает в себя всё, кроме асмиты; вичара
содержит в себе витарку, а витарка всё исключает. Другими словами, витарке
нужны остальные три, вичара нуждается в оставшихся двух, ананде нужна асмита, а
последняя содержит в себе всё, поэтому для своего объяснения она не нуждается
ни в чем.
Из этих четырех первая (витарка), которая есть ассоциация четырех, является
концентрацией на грубых объектах. Вторая (вичара, рефлексия), из которой
следует вычесть витарку (вывод), представляет собой концентрацию на тонких
объектах. Третья (ананда) есть реальность, из которой надо вычесть вичару
(рефлексию), выступает как концентрация на высшей природе Реальности. Четвертая
(асмита, космическая личность), из которой следует вычесть как отдельную суть
ананду, является сосредоточением на Космическом Разуме. На всех четырех
ступенях санпраджнята-самадхи обязательно присутствует нечто, подлежащее
схватыванию (аламбана), созерцанию.
Санпраджнята (сан, "объединение" + пра, "всецелое" + джнята, "сознание")
означает объединение с Абсолютным Сознанием. Вся Вселенная становится частью
бытия йога, она пребывает в бесконечном пространстве его читты, асмиты.
Это состояние, в котором медитация переходит от плюралистического реализма к
субъективному идеализму. Йог ощущает всю Вселенную в себе, в своей космической
читте, содержащей все индивидуальные читты. В санпраджнята-самадхи он может
полностью управлять природой.
Среди двадцати пяти элементов санкхья-йоги есть два вида объектов для
медитации:
1. не обладающие чувствами 24 элемента пракрити, Верховной Природы;
2. чувствующие элементы – индивидуальное сознание и Космическое Сознание.
В санпраджнята-самадхи медитирующий соединяется с Космическим Сознанием и
выходит за пределы космического древа Верховной Природы (пракрити). Он познает
истинную природу всех элементов как проявление космической читты, до которой
расширяется его индивидуальная читта.
По мере продвижения в практике концентрации четыре стадии санпраджнята-самадхи
проявляются в естественной хронологической последовательности. Процесс
медитации переходит от грубых элементов к более тонким элементам.
Когда личность уничтожена, субстанция разума наполняется противоположностями
вышеупомянутых четырех стадий, то есть в ней
1. отсутствуют логические рассуждения;
2. отсутствует мышление;
3. отсутствует реальность;
4. отсутствует универсальность.
* * *
Каковы природа и определение асанпраджнята-самадхи?
18. вирама-пратьяйабхьяса-пурва санскара-шешо'нья
вирама – отсутствие всех модификаций читты
пратьяя – (приходит) от высшего отречения
абхьяса пурва – предварение практикой
санскара-шеша – субстанция разума, свободная от всех материальных характеристик
и перешедшая в непроявленное состояние
анья – иное (асанпраджнята-самадхи)
Асанпраджнята-самадхи есть предваряемое практикой полное отсутствие всех
блужданий ума и сохранение в субстанции разума только непроявленных впечатлений.
Посредством практики концентрации, созерцания и медитации на высший свет Пуруши
проявляется высшее отречение от материи. Когда вследствие этого субстанция
разума становится целиком свободной от материальных наслоений, она вновь
превращается в космическую вечно сияющую читту. В этой прозрачной читте высший
свет Пуруши проявляется абсолютно, и индивидуальное сознание достигает
тождества со Всевышним.
Человек должен медитировать на свет Всевышнего. Иначе ум покроется тамасом и
станет тупым. Чтобы субстанция разума смогла обрести способность отражать
Пурушу абсолютно, ее нужно совершенно очистить от материи. Субстанция разума
становится санскара-шешей; она трансформируется в состояние космической читты.
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ САНПРАДЖНЯТА-САМАДХИ И АСАНПРАДЖНЯТА-САМАДХИ
При санпраджнята-самадхи имеет место соединение с Высшим Пурушей, тогда как в
асанпраджнята-самадхи происходит отождествление с Ним. Санпраджнята-самадхи
называется сабиджа-самадхи, так как все кармы подавлены; они трансформируются в
семя, которое в зависимости от времени, места и окружения может снова прорасти.
Но в асанпраджнята-самадхи это семя кармы сжигается и субстанция разума
остается в своей космической форме, санскара-шеше. Этимологически самадхи
означает "Высшее Сознание": сам ("полное") + а ("абсолютно") + дхи ("сознание").
В состоянии "санпраджнята" медитирующий познает Пурушу, а в состоянии
"асанпраджнята" он становится Пурушей, Брахманом.
|
|