|
Нирахарасья дехина
Расаварджам расо'пьясья
парам дриштва нивартате
"Воплощенный, следуя ограничениям,
воздерживается от объектов чувств,
но не от вкуса к наслаждениям этими объектами.
Увидев Высшее, он теряет и этот вкус".
Следует четко понять, что отрешенность означает избавление человека от чуждых
ему качеств, а не от врожденной природы. Субстанция не может потерять свою
истинную природу. От огня ничего не останется, если у него забрать жар и свет.
Отречение возможно только тогда, когда есть чуждые атрибуты, которые
препятствуют реальности и скрывают ее. Семантически "отречение" состоит из слов
"от" и "речение"; то есть нужно всё бросить и вернуться к той точке, из которой
вышло всё, что наречено разными именами. При этом в субстанции разума
происходит отказ от всего материального, которое затемняет сияющую природу
Пуруши. Такая очищенная субстанция разума отражает высочайший свет Пуруши,
Брахмана.
В свете Брахмана йог постигает недостаточность всех объектов – увиденных,
услышанных, испытанных и раскрытых. Брахман, Пуруша, есть высшая цель, высшее
счастье, высшее наслаждение, высшая красота, высший опыт, высшее знание и
высшая любовь. Благодаря практике медитации это знание становится
непосредственным опытом. Мыслящая субстанция, субстанция разума, вместе с
порожденными ею мыслями, их чередованием и содержанием до предела насыщается
энергией "Я" и знанием "Я".
Йог так удовлетворен и поглощен видением Пуруши, что любой привлекательный
объект (испытанный, увиденный, услышанный и т.п.) не имеет для него никакой
ценности. Лампы полезны ночью, но становятся бесполезными при солнечном свете.
Так и самые притягательные, интересные объекты теряют свое значение перед
светом Всевышнего. Даже если бы йогу предложили всю материальную Вселенную, то
и тогда он не променял бы на нее "Я". Ничем не нарушаемое восприятие света
Всевышнего, Пуруши, называется высшей вайрагьей (отрешенностью). В этом
состоянии йог размышляет внутри себя: "То, чего следовало достичь, достигнуто;
помехи и препятствия, которые следовало устранить, устранены; крепчайшая цепь
относительного существования, которая включает в себя рождение, болезни,
страдания и смерть, разорвана". Это наивысшее восприятие безграничного света
Пуруши и есть отрешенность, бесстрастие. Оно приносит величие кайвальи, нирваны.
Вайрагья есть дело опыта, и она приходит постепенно. Ее нельзя в равной мере
предписать всем. То, что является наивысшим наслаждением для одного человека,
может быть предметом отречения для другого. Поэтому абхьясе и вайрагье
(практике и отрешенности) следует учиться путем медитации.
* * *
Когда все трансформации субстанции разума, которые ведут к эмпирическим
объектам, ограничены абхьясой и вайрагьей (практикой и непривязанностью),
внимание и энергия сознания становятся свободными от всякого притяжения. Этот
безупречный поток сознания, наполненный энергией посредством концентрации,
очищенный созерцанием и обостренный медитацией, ведет внимание к состоянию
самадхи (просветления).
Есть два типа самадхи: 1) санпраджнята, 2) асанпраджнята. В результате
концентрации психическая энергия, которая была рассеяна, становится
сфокусированной. Концентрация (com ["полностью"] + "центр") подчиняет все
физиологические силы центральному управлению психической энергии. Созерцание
(контемпляция – соn + темпляция ["состояние храма-темплума"]) – это состояние,
в котором полностью искоренено притяжение материальных вещей и появляется
готовность воспринять свет Пуруши. Внимание есть вечный истинный храм. Когда
читта становится храмом Абсолюта, Он проявляется. "Медитация" означает
состояние, в котором проявляется космический разум (от санскр. медха –
"космический разум"). Проявление космического разума приносит состояние
санпраджнята-самадхи, которое описывается следующим образом:
17. витарка-вичаранандасмита-рупанугамат санпраджнята
витарка – логическое рассуждение и эпистемологическое мышление
вичара – философское различение
ананда – (познание) Реальности и Высшего Блаженства
асмита – читта
рупанугамат – от единения Вселенной и "Я"
санпраджнята – (есть) санпраджнята-самадхи
Санпраджнята-самадхи есть стадия космического сознания, сопровождающаяся
внутренней логикой, рефлексией, блаженством и ощущением вселенского "Я".
Посредством рассуждения, эпистемологического мышления, философского различения
и познания Реальности, Высшего Блаженства, человек видит в своем "Я" единство
всей Вселенной. Человек ощущает, что вся Вселенная есть не что иное, как
проявление читты. Это и есть санпраджнята-самадхи.
Когда появляется заря санпраджнята-самадхи, читта перестает течь в сторону
материального мира. Она вновь возвращается в свою космическую форму. Когда
читта движется к своей космической форме, она отражает чистый свет Пуруши. При
этом медитирующий ощущает подъем сознания, которое последовательно проходит
такие стадии:
1. логического рассуждения и эпистемологического мышления (это витарка);
2. философского различения (вичара);
3. ясного видения Высшей Реальности и ощущения Блаженства (ананда);
|
|