|
Человек рожден для анализа "Я". Удовлетворять свои чувства можно в любой форме
жизни. Но те, кто рожден не в человеческих телах, не могут анализировать "Я". И
все же из-за движения ума к несущим мирское наслаждение объектам чувств человек
теряет такую благоприятную возможность. Если человек старается постичь "Я", его
жизнь становится вратами к небесам, но если он занимается анализом "не-я", его
жизнь – преддверие ада. Если ум движется по направлению к нереальности, он
питает индивидуальность и человек отделяется от своей космической формы. В
таком случае естественный поток сознания ведет космический поток гун от
космической формы человека к его индивидуальной форме.
Таково вечное течение болезненных влияний, которого опасается лишь мудрый.
Почему только мудрый? Потому что мудрый в данном случае имеет такую же
чувствительность, как глаз. Шерстинка, попав в глаз, причиняет ему боль простым
соприкосновением с ним, но не причиняет никакой боли, если коснется ладони.
Просветленный человек подобен глазу, а непросветленный подобен ладони.
Материальное наслаждение и боль подобны шерстинке.
"Я" и "мое" в отношении к вещам, которые следует оставить в стороне, становится
главным побуждением эгоистического человека. Он вновь и вновь рождается в этом
полном несчастий мире. Все хотят наслаждаться и не страдать. Однако осуществить
эти желания не удается, так как, взявшись за один конец, люди автоматически
притягивают к себе и другой. Йог в мире существ, окруженных вечным потоком
страданий, обращается за прибежищем к истинному знанию, приносящему избавление
от всех несчастий. Йога не вводят в заблуждение миражи, которые обманывают
других людей.
Эти четыре силы заставляют бессознательный ум приближаться к миру, который
подобен позолоте, покрывающей реальность. Человек получает удовольствие от этой
позолоты и не стремится снять ее, не стремится найти Запредельную Реальность.
Фундаментальной причиной этих четырех сил является неведение, незнание, которое
питает мирской ум. Средством разрушения неведения есть истинное познание Пуруши.
Как в медицине есть четыре раздела – учение о болезнях, о причинах болезней, о
здоровье и о причинах здоровья – так и учение йоги состоит из четырех разделов:
1. сансара (мир множественности);
2. причины сансары (множественности);
3. мокша (освобождение, нирвана);
4. причины нирваны.
Мир множественности полон боли и страдания. Причиной множественности мира
является неведение относительно Пуруши и пракрити. Прекращение всякого
страдания есть мокша, нирвана. Правильное знание является причиной устранения
всех страданий.
Эта система разбивается на четыре раздела: 1) страдание, 2) причины страданий,
3) нирвана, мокша, кайвалья, 4) причины нирваны. Ниже описывается страдание.
16. хеям дукхам анагатам
хеям – то, что можно устранить
духкхам – боль, страдание
анагатам – не наступившее
Не наступившего еще страдания можно избежать.
Страдание, которое уже было и прошло, не подпадает под то, чего можно избежать.
Боль, которая присутствует сейчас, не попадает в перечень того, чего можно
избежать, так как она уже находится в действии. Ее действие можно уменьшить
посредством медицины и медитации. Поэтому боль, которая еще не пришла, –
единственная, которая беспокоит йога, чувствительного как глаз. Она не
беспокоит непросветленных людей.
Та боль, которая еще не пришла, в действительности уже присутствует в
бессознательном, подсознательном состоянии субстанции разума. Она еще не
пустила ростки из своего семени. Поэтому ее можно выкорчевать посредством
психологического анализа. Боль, которая находится в действии, сравнительно
незначительна, но боль, которая должна прийти в будущем, сильна, чревата
серьезными последствиями и сравнительно долговечна. Если ее не искоренить, она
впоследствии выльется в череду жизней, полных страданий. Поэтому такого
страдания следует тщательно избегать.
* * *
Следующий афоризм описывает причину страдания.
17. драштри-дришьяйо санйого хея-хету
хету – причина;
хея – (боли), которую можно устранить
санйога – единение
драштри – "Я"
дришьяйо – с "не-я"
Причиной страдания, которое может быть устранено, является отождествление
зрящего (субъекта, познающего) со зримым (объектом, познаваемым).
Кто же такой этот познающий или зрящий? Это – "Я" человека, Пуруша. Что такое
зримое, объект, познаваемое? Это – вся проявленная
Вселенная, начиная с ума и заканчивая грубой материей. Познающий, Пуруша,
Сознательный принцип, распознает отражение читты, которая есть materia radica –
космическая корневая субстанция – всех объектов. объекты не накладываются на
субстанцию разума и не находятся внутри нее; когда субстанция разума
посредством чувств входит в контакт с объектами, она принимает их формы.
Субстанция разума трансформируется в объекты. Эта тонкая танматрическая
трансформация отражается в Пуруше, и Пуруша отражается в ней. Результатом
|
|