|
проявленное состояние называется созиданием; уход в инволюцию называют смертью.
Никакая вещь не сотворяется. Все вещи создаются.
Изменение расположения и размещения молекул, атомов, танматр называется жизнью
и смертью. Когда заранее устроенная конструкция молекул и т.д. распадается, это
называется смертью. Когда они организуются в новую конструкцию, это называется
рождением или эволюцией жизни.
Эта эволюция и инволюция жизни зависит от качества и количества накопленных
карм. Состояние жизни, время жизни и жизненный опыт являются результатом
конфигурации танматр, атомов и молекул, что в свою очередь зависит от хранилища
карм.
* * *
Все кармы, впечатления и привычки коренятся в клешах, которые являются
латентными отложениями в хранилище карм, в бессознательном, подсознательном
состоянии субстанции разума. Эти клеши и кармы, действуя через посредство
подсознательного состояния субстанции разума, приносят результат в виде той или
иной формы жизни, продолжительности жизни и жизненного опыта. А каковы
результаты жизни в той или иной форме, на протяжении определенного времени с
конкретным жизненным опытом?
14. те хлада-паритара-пхала пуньяпу нья-хетутват
те – они (состояния жизни, время жизни, опыт жизни)
пхала – (приносят) результаты (в виде)
хлада – наслаждения
паритара – страдания
хетутват – по причине
пунья – добродетели
апу нья – порока
Они приносят результат в виде материального наслаждения и страдания согласно
количеству добродетели и порока.
* * *
Обычные люди счастливы, когда испытывают материальные наслаждения. В разгаре
наслаждений они не чувствуют страданий. Подобным образом животные, находясь на
бойне и видя как забивают их сородичей, все же наслаждаются той едой, которую
им дают, не понимая, что приближается и их конец. Однако йог чувствует боль
даже в материальных наслаждениях. Почему?
15. паринама-тапа-санскара-дукхаир гуна-вритти-виродхас ча дукхам эва сарвам
вивекина
паринама-тапа-санскарадукхаи – (является) болью, связанной с изменением,
беспокойством, латентными отложениями в подсознательном уме
ча – и
гуна-вритти-виродха – по причине противоречивого функционирования гун
дукхам эва – несомненно, болезненное страдание
сарвам – (находится во) всем (материальном наслаждении и боли)
вивекинах – для различающего
Способный различать осознаёт, что всё ведет к страданиям из-за изменений,
беспокойства, прошлых впечатлений или конфликта свойств трех гун.
С точки зрения просветленного, всякое материальное наслаждение и страдание
несет боль, потому что всякая вещь приносит страдания либо в виде изменения,
последствия, либо в виде предчувствия утраты счастья, либо в виде желания,
возникающего от впечатлений испытанного материального счастья в результате
противодействия космических сил.
Индивидуальность зависит от противоречивого течения космических сил.
Космические силы управляют энергией ума. Гармония индивидуальных и космических
сил порождает счастье. Когда индивидуальные силы становятся сильнее, они
действуют в оппозиции к космическим силам, противостоят им, и этим укрепляют
индивидуальность. Такое укрепление индивидуальности означает отделение
индивидуума от остальной части космоса. Отделение от Реальности нарушает
равновесие субстанции разума и выливается в несчастье и страдание.
Четырьмя причинами укрепления индивидуальности и отделения индивидуального
разума от Космической Читты являются:
1. Изменение и его последствия. Человек, желая удовольствий, наслаждается
определенными объектами и из-за этого привязывается к ним. Становясь
привязанным, он ввергается в пучину страданий. Его можно сравнить с тем, кто,
боясь укуса скорпиона, оказывается укушенным змеей. Невозможно часто
наслаждаться объектами, не навлекая на себя последствий – привычек и
привязанностей. Повторные наслаждения формируют привычку ума, которую называют
навязчивой тенденцией и навязчиво-принудительной личностью. Все, что
повторяется без контроля за телом и умом, является результатом
навязчиво-принудительной личности. Такое принуждение к повторению приносит не
наслаждение, а психическое расстройство. Оно есть результат повторения
наслаждения, которое порождает в личности дегенеративные изменения.
2. Тревога, связанная с удержанием объектов желания и наслаждения, а также с
устранением их разрушительных последствий. Она порождает многочисленные
изменения в субстанции разума: депрессию, страх, навязчивые реакции и т.п.
Беспокойство является главной причиной психоневротических расстройств.
3. Болезненность санскар (впечатлений). Наслаждения ушли, но память о них
осталась, и это насильно уводит человеческий ум от контакта с реальностью и
погружает его в нереальный мир.
4. Результат всех этих трех причин – гуна-вритти-виродха. Это означает, что
субстанция разума движется от контакта с реальностью к контакту с нереальностью,
от истины к не истине, от света к тьме, от анализа "Я" к анализу "не-я".
|
|