|
к Ишваре, великим провидцам и другим учителям, обладавшим великим могуществом,
созревают и дают плод сразу. Очень дурные кармы также созревают и дают плод
сразу.
Тот, кто посредством медитации и самадхи разрушил хранилище аффектов, не
испытывает страданий ни в этой жизни, ни в следующей.
Что бы человек ни думал, какую бы работу он ни выполнял, это сопровождается
изменениями в его субстанции разума. После того как мысли или действия пришли к
концу, изменения ума в форме тонких впечатлений уходят в бессознательное
хранилище. В процессе воспоминаний эти тонкие впечатления снова выходят на
сознательный план. Иногда впечатления так глубоки, что поднимаются с трудом.
Таким образом, все мысли и все действия, хорошие или дурные, опускаются вниз,
становятся тонкими и откладываются в хранилище. Эти запасенные впечатления
составляют личность индивидуума. Сознательная жизнь человека есть не что иное,
как постепенное и хронологическое проявление этих карм в соответствии с
окружением, в котором человек живет.
Как паук выпрядает паутину из собственной субстанции и опутывается ею, так и
человек спроецировал из собственной субстанции (субстанции разума) эту сеть
тела и оказался опутан ею. Однако посредством практики медитации можно изменить
расположение молекул таким образом, что больше не будет страданий, и
трансформировать свое тело в божественное.
Когда человек действует через сеть тела, это похоже на посылку электрических
импульсов по проводам. А когда человек действует напрямую, это похоже на
беспроводную связь. Психическое электричество, освобожденное от телесных
ограничений, может быть моментально послано в любую часть Вселенной.
Психическая энергия – это высшая из всех доступных энергий. Ум способен послать
психическое электричество в любую часть Вселенной, но в нетренированном
состоянии, из-за того что он включен в сеть нервных токов, ему это не под силу.
Когда посредством дисциплинирования психики это ограничение преодолевается, ум
может действовать во всей Вселенной без помощи нервной системы. Если человек
способен действовать как с помощью тела, так и без него, смерть не имеет для
него значения и он получает освобождение.
Строение тела зависит от танматр, атомов и молекул, и оно может меняться в
зависимости от побуждений и практики. Человек забыл свое предназначение и стал
автоматической машиной. Если он сможет познать процесс размещения молекул,
атомов и танматр, то будет способен сформировать свое тело и ум согласно своей
силе воли. Каждый человек является творцом собственного тела. Приобретя
реальное господство над этим процессом, он сможет омолодить свои тело и ум и
обнаружит свое тождество с Владыкой Вселенной.
Способность проникать во что-то есть неотъемлемое свойство энергии ума.
Посредством этой способности мы познаем окружающий мир. В состоянии
порабощенности проницательная сила ограничена и – в соответствии с этим
ограничением – ограничено также и знание. Когда благодаря медитации сила
инерции, ответственная за непроницательность, преодолевается с помощью энергии
раджаса и это приводит к саттве (сознательной энергии), препятствия течению
проницательной мощи субстанции разума устраняются и ее поле становится
бесконечным.
* * *
Каковы будут последствия, если хранилище карм не разрушено?
13. сати муле тад-випако джатьяюр-бхога
сати – (если хранилище карм) существует
муле – в (качестве) корней
тат випака – его созревание (приведет в результате)
джати аюр бхога – (к) форме жизни, длительности жизни и опыту наслаждения и
боли
До тех пор, пока есть корень (хранилище карм), будет и плод – в виде рождения в
каком-либо теле, определенной продолжительности жизни и различных видов опыта.
Хранилище латентных карм действует соответственно накопленным аффектам. Если
все клеши выкорчеваны, это хранилище карм прекращает давать ростки страдания и
боли – как шлифованный рис не может прорасти. Плодоношение латентных карм
приносит три результата:
1. определенную форму жизни;
2. время жизни;
3. опыт жизни.
Вызывает ли одна карма (следствие одного поступка) одну жизнь или же несколько
жизней? Вызывают ли несколько карм одну жизнь? Одна карма не может вызвать одну
или несколько жизней, так как в таком случае не было бы регулярной
последовательности в плодоношении нынешних действий и те, кто перегружен
кармами, никогда не могли бы действовать. По той же причине одна карма не может
быть причиной многих жизней.
Хранилище карм собирает все хорошие и плохие действия на протяжении всей жизни
от рождения до смерти, и оно включает в себя все разнообразные виды действий.
Вследствие этого причиной следующего за смертью рождения становится кармашая,
вмещающая в себя кармы всей жизни. За всеми этими кармами стоит единый реальный
деятель – субстанция разума. Таким образом, жизнь представляет собой
непрерывную цепочку. Смерть вовсе не означает разрыва непрерывности жизненной
силы. Она представляет собой резюме предыдущей главы жизненного процесса,
которая становится ядром следующей главы. Смерть сама является определенным
процессом жизненной силы – иначе жизнь не имела бы смысла. Если бы всё
оставалось в статическом состоянии, то биологическая жизнь прекратилась бы.
Совокупность энергии во Вселенной не сотворяется и не уничтожается. Переход в
|
|