|
* * *
Что такое память?
11. анубхута-вишаясампрамоша смрити
анубхута – опыт
вишая – объект
сампрамоша – точное представление
смрити – (есть) память
Смрити (память) есть вызов прошлого опыта.
Опыт, плюс объект, плюс точное представление есть память. Память (смрити) – это
функция субстанции разума, посредством которой запас данных, приобретенных и
представленных сознанию посредством внимательного наблюдения, позднее
вызывается и снова предстает перед сознанием.
Восприятие – это презентативное (представляемое) знание, потому что в нем
объект знания представляется сознанию посредством чувств. Память –
репрезентативное (воспроизводимое) знание, потому что посредством припоминания
или заучивания, удерживания, вызывания вновь и повторного рассмотрения
извлекается и помещается в сознание ранее полученный опыт.
Эти пять классов трансформаций субстанции разума включают в себя бесчисленные
подклассы изменений, действий и противодействий. Все они порождают наслаждение,
боль или страстное увлечение, в зависимости от времени, места и личности.
Познание эмпирического мира никогда не осуществляется непосредственно. Внешние
объекты предстают перед Сознанием, Пурушей, в виде модификаций читты.
От внешнего объекта супраэлектронные стимулы (танматрические импульсы) проходят
к мозговым центрам посредством активизации сенсорной деятельности. Вначале они
возбуждают чувства, а те представляют ощущения субстанции разума. Субстанция
разума трансформируется – принимает форму внешнего объекта. В модифицированной
в соответствии с внешним объектом читте отражается свет Пуруши, Брахмана, а
модифицированная субстанция разума отражается в Пуруше. В результате этого
отражения мы получаем эмпирическое знание. При эмпирическом восприятии мы
никогда не видим объект непосредственно. То, что мы видим, есть форма
субстанции разума. Точно так же, глядя на телевизионное изображение, мы не
видим самого объекта; все, что мы видим, – это электронное изображение на
экране. Могучая сила субстанции разума является супраэлектронной. Она достигает
уровня Брахмана. Читта – высший и первый продукт пракрити, стоящий
непосредственно за Пурушей, Брахманом.
* * *
Если пуруша, психическое сознание, воспринимает эмпирические объекты
посредством трансформации читты, то как тогда Пуруша может воспринимать
Вселенную непосредственно, без вмешательства модификаций читты? Как можно
прекратить отражение в Пуруше модификаций субстанции разума?
12. абхьяса-вайрагьяабхьям тан-ниродха
абхьяса – практикой (и)
вайрагьябхьям – непривязанностью
тан-ниродха – их ограничение
Ограничение модификаций читты осуществляется посредством практики и
непривязанности.
Прекращение всех вритти, всех мыслей и модификаций субстанции разума,
происходит благодаря внутренней практике трезвления, удерживанию в сознании
мысли о том, что "я превосхожу тело и ум" (это называется абхьясой), а также
благодаря непривязанности, достигаемой осознанием отличия реального от
нереального.
Посредством практики концентрации, созерцания и медитации на Брахман, Пурушу, в
субстанции разума (читте) постепенно проявляется всезнающая, всемогущая и
вездесущая природа Пуруши; в присутствии света Пуруши, Чистого Сознания,
происходит последовательное отречение от материальных характеристик субстанции
разума.
Практика и отречение не стоят раздельно. Они взаимозависимы. С улучшением
одного возрастает другое, и наоборот, – с ухудшением одного уменьшается и
другое.
* * *
Какова природа практики и в чем состоит практика?
13. татра стхитау ятно'бхьяса
татра – там (в свете Пуруши)
стхитау – (в) устойчивом положении
ятна – психическое усилие
абхьяса – практика
Ментальное усилие, направленное на устойчивое пребывание там, в свете Пуруши,
называется практикой.
Решительные усилия по удержанию внимания и всей его психической энергии на
Пуруше называется практикой (абхьясой).
* * *
Если во время концентрации, созерцания и медитации на Пурушу, Брахман, внимание
отвлекается на внешние объекты, что нужно сделать, чтобы укрепить его и не дать
внешним объектам притягивать его?
14. са ту диргха-кала-наирантарья-саткарасевито дридха-бхуми
са – этот (практика)
ту – конечно
диргха – длительное
кала – время
наирантарья – постоянно и непрерывно
|
|