|
известно, и наоборот – многие объекты, которые мы можем назвать, нам не видны.
Аналогично, если у нас есть какой-то объект и его наименование, нам нужна
третья вещь – его свойство, идея.
Когда субстанция разума освобождается от воспоминания словесных обозначений и
сознание избавляется от выбора, связанного с умозаключением или вербальным
знанием, объект являет себя уму в своей собственной природе, не смешанной со
словом. Эта мысленная трансформация называется нирвитарка:
43. смрити-паришуддхау сва-рупа-шуньевартха-матра-нирбхаса нирвитарка
смрити – память, воспоминание
паришуддхау – в очищении
сва-рупа – своей формы
шунья – лишенное
ива – словно
артха – объект
митра – только
нирбхаса – сияющий
нирвитарка – нирвитарка-самапатти, недискурсивная мысленная трансформация
Мысленная трансформация "без умозаключения" – такая, в которой субстанция
разума, лишенная материальной природы, сияет так, как если бы она была
единственным объектом медитации, Пуруша-вишешей, Ишварой, "Я".
Способность видеть истинную природу грубых объектов Вселенной непосредственно,
неискаженно, без помощи слов и понятий, еще называется нирвикальпа-самадхи.
Человеческий ум переполнен материальными идеями. Вследствие этого он слаб.
Когда благодаря практике медитации внимание очищается, бессознательная часть
читты становится чистой. Сознательный ум (который можно назвать светом
подсознательного электричества) становится свободным от материальных
характеристик и начинает сиять так, как если бы он был единственным объектом
медитации, Пурушей, "Я".
Ум и память обычного человека используют слова, значения и идеи только
совместно; их отдельное понимание невозможно. Благодаря практике медитации эти
три вещи не смешиваются. Читта подобна озеру. Вибрация слова подобна волнам на
его поверхности. Когда произносится слово (например, "корова"), его вибрации
входят через уши и вызывают в мозгу нервный ток, который представляет собой
смысл слова. В результате действия и противодействия нервов, этот нервный ток и
субстанция разума порождают идею "коровы". Слову сопутствует вибрация, которая
не может существовать без слова; конечный результат действия и противодействия
нервов – понятие "корова", В уме человека эти три вещи так тесно связаны, что
разделить их невозможно. Когда поступает слово, чувства вибрируют и порождают
импульс. Они следуют непосредственно друг за другом, и кажется, что между ними
нет никакого различия. Когда мысленная трансформация "нирвитарка" практикуется
в течение длительного времени, то память, являющаяся хранилищем всех
впечатлений, очищается и человек обретает способность ясно различать каждую из
этих трех вещей в отдельности. Это называется нирвитарка-самапатти.
* * *
объясняются мысленные трансформации савичара и нирвичара.
44. этаяива савичара нирвичара ча сукшма-вишая вьякхьята
этая – (посредством) этого процесса
эва – также
савичара – медитационная
ча – и
нирвичара – сверхмедитационная (мысленные трансформации)
сукшма-вишая – касающаяся тонких элементов
вьякхьята – объяснена
Посредством этого процесса также объясняются медитационные и сверхмедитационные
трансформации, относящиеся к тонким элементам.
Мысленная трансформация в тонкие элементы называется савичара-самадхи
(медитацией). Сознание в ней кажется ограниченным временем, пространством и
личностью. Мысленная трансформация в тонкие элементы, не ограниченная временем,
пространством, причиной и следствием, называется нирвичара-самадхи
(сверхмедитационным самадхи). Савитарка имеет дело с грубыми объектами, а
нирвитарка – с тонкими.
* * *
Простирается ли область мысленных трансформаций, относящихся к объективным
видимостям, только до сферы тонких элементов? Нет.
Сфера мысленных трансформаций простирается до ноумена, потому что все тонкие
элементы исходят из ноумена, пракрити.
45. сукшма-вишаятвам чалинга-парьявасанам
сукшма вишаятвам – сфера тонких элементов
ча алинга-парьявасанам – (заканчивается) вместе с пракрити
Мысленная трансформация, связанная с тонкими элементами, достигает ноумена,
потому что все тонкие элементы исходят из пракрити, ноумена.
Твердые, жидкие и газообразные субстанции разделяются на атомы. Атомы делятся
на электроны, протоны и нейтроны, которые находят свое завершение в танматрах.
Танматры разделяются на субстанцию разума: манас, аханкару и буддхи. В основе
субстанции разума лежит алинга, пракрити. Т. о. полностью охватываются четыре
класса:
1. грубые объекты, видимая, воспринимаемая Вселенная;
2. тонкие объекты, танматры и органы чувств;
3. субстанция разума;
4. ноумен, неделимая пракрити.
|
|