|
Аналитическое познание сновидений и глубокого сна несомненно приводит к
эволюции читты. Когда внимание направлено на внутреннее состояние читты,
человек может правильно оценить его и должным образом откорректировать.
Читта действует на трех планах:
1. сознательном;
2. подсознательном, бессознательном;
3. сверхсознательном.
Сознательный план читты исследуется в бодрствующем состоянии, сверхсознательный
– в самадхи, а бессознательное или подсознательное состояние – посредством
анализа сновидений и глубокого сна. Эти состояния читты действуют не раздельно,
а совместно, и одно состояние сливается с другими. Различные состояния
субстанции разума называются так из-за преобладания какого-то одного аспекта. В
действительности они перекрывают друг друга.
"Я" так отождествляется с читтой, что воспринимает всю ее деятельность как свою
собственную. Поэтому в такой ситуации человек не в состоянии иметь дело с
субстанцией разума. Если судья отождествляется с какой-то одной стороной, он
больше не является судьей. Если доктор отождествляется с пациентом, он больше
не является врачом. Аналогично, если "Я" отождествляется с читтой, то оно уже
больше не будет самим собою. Это отождествление "Я" с субстанцией разума очень
тонкое, скрытое и завуалированное. Именно поэтому исследовать субстанцию разума
очень трудно.
Ее исследованию могут помочь состояние сна со сновидениями и состояние
глубокого сна, так как после пробуждения они становятся предметом объективного
анализа. Как в состоянии сверхсознания объективно исследуется бодрствующее
состояние, так сновидения и глубокий сон должны объективно исследоваться в
бодрствующем состоянии.
Например, если человек видит страшные сны или спит беспокойно, он должен понять,
что в бессознательном или подсознательном состоянии его субстанции разума
имеются существенные волнения, и он должен хорошо очистить свою читту. Если
человек видит необычайно приятные и святые сны или крепко спит, значит, он
счастлив и потому должен пытаться и дальше поддерживать в жизни такое состояние.
Для медитирующих сновидения имеют большое значение. Они представляют различные
картины:
1. видимые объекты;
2. слышимые объекты:
3. объекты опыта;
4. объекты намерений;
5. воображаемые объекты,
6. сны о происшествиях;
7. сны о желаемом;
8. сны о грядущих болезнях;
9. сны о будущих потерях и находках;
10. видения во сне.
Сновидения и сны без сновидений приносят знание о бессознательной и
подсознательной жизни. Это знание делает ум стабильным. Видения в сновидениях и
глубокий сон изменяют весь жизненный опыт человека. Глубокий сон свойствен не
всем людям. Один час очень глубокого сна равен десяти часам прерывистого,
беспокойного сна. Если медитирующему было послано видение какого-нибудь святого
человека или чего-то подобного, он должен записать это событие и медитировать
на него. Благодаря этому ум обретет устойчивость и равновесие.
* * *
Метод обретения самодисциплины, устойчивости и счастья субстанции разума.
39. ятхабхимата-дхьянад ва
ятхабхимата-дхьянам – из-за медитации на приятное
ва – или же; несомненно (субстанция разума становится устойчивой, спокойной,
безмятежной, управляемой)
Или же благодаря медитации на нечто приятное, успокаивающее ум.
Субстанция разума обретает уравновешенное состояние в результате медитации на
любой объект, который желанен и привлекателен.
Йог может медитировать на любой объект, который привлекает его. Достигнутое
таким образом равновесие читты позволяет субстанции разума оставаться спокойной
и в другое время. Однако свобода выбора объекта медитации должна иметь место
лишь в пределах йоги. Не следует избирать объектом созерцания дурную
деятельность, порочных субъектов и дурные места. Следует выбирать хорошие
объекты, хорошие места, приятные сцены и хорошие мысли.
* * *
В афоризмах 30-31 описываются различные помехи, физические и психические
расстройства. В афоризмах 32-39 дается описание различных методов
самодисциплины, позволяющих (согласно времени, месту и личности) преодолеть
помехи, психические и физические расстройства и сделать субстанцию разума
спокойной, безмятежной, счастливой и уравновешенной, что даст возможность
обрести высший контроль над природой. В афоризме 40 описана природа высшего
контроля и господства.
40. параману-парама-махаттванто'сья ваши-кара
параману парама махаттванта – от мельчайшего атома до беспредельности
асья – его
ваши-кара – господство (простирается)
Господство йога простирается от мельчайшего атома до величайшей беспредельности
(пракрита).
|
|