|
она преобразуется в этот лучезарный свет, сияющий подобно Солнцу. Саттвичное
качество субстанции разума очищается. В Космическом Сознании вместе с ощущением
Космической личности приходит состояние равновесия читты, которая становится
подобной неподвижному океану.
Погрузившись мыслью в имманентное, трансцендентное и тонкое "Я", человек
приходит к прямому постижению этого света и ощущает его с такой же уверенностью,
с какой чувствует самого себя, когда говорит: "Я есмь". Это трансцендентное и
лучезарное состояние читты бывает двух видов:
1. вишока-вишаявати – озарение всех продуктов объективной природы (пракрити);
2. вишока-джьотиштати-асмита-матра – ощущение космической личности и озарение
светом Пуруши, посредством которого субстанция разума йога достигает состояния
стабильности и уверенности в себе.
Начинающие не могут воспринять этот лучезарный свет. Поэтому им рекомендуется
вообразить этот свет или в сердце, или в центре головы.
Воображение может быть как созидательной, так и разрушительной силой.
Воображение, являющееся созидательной силой, полезно в любой сфере знания. Итак,
начинающим следует воображать этот лучезарный свет в сердце или голове до тех
пор, пока они не смогут воспринять его.
* * *
Для целей психического развития и развития уверенности в себе предлагаются
различные методы, соответствующие времени, месту и личности. Теперь описывается
метод отождествления с какой-либо авторитетной фигурой с целью развития в себе
уверенности и стабильности ума.
37. вита-рага-вишаям ва читтам
вита-рага-вишаям – внедрение добродетелей и состояния того совершенного
авторитета, который достиг власти над всеми помехами и страстями
ва – или же; несомненно
читтам – (в своей) субстанции разума
Также – медитацией на тех, кто достиг совершенства благодаря бесстрастию,
приносящему уму покой.
Посредством внедрения качеств и добродетелей той авторитетной личности, которая
достигла контроля над страстями и помехами и освободила от них свою читту,
субстанция разума йога становится стабильной и он развивает уверенность в себе.
То, что сделано когда-либо где-либо одним человеком, может сделать другой; это
универсальная психологическая истина, применимая ко всем без исключения
отраслям науки, психологии или философии. Поэтому, читая книги о достигших
освобождения и знакомясь с тем, как они справились с проблемами, медитирующий
узнает, что и сам сможет сделать то же самое. Он обнаруживает, что его ум
укрепляется и ободряется.
Не только у вас есть проблемы; не только вы страдаете. В этом мире полным-полно
проблем и страданий. Читайте жизнеописания великих, у которых было куда больше
проблем, чем у вас. Тщательно выясняйте, как они преодолели свои проблемы и
стали великими. Следуйте их примеру. Всякий раз, когда вы начнете испытывать
гордость, вспомните тех, кто более велик, чем вы. Всякий раз, когда вы ощутите
неудовлетворенность своими приобретениями, вспомните о тех, у кого вообще нет
никаких приобретений. Всякий раз, когда у вас появляются большие проблемы,
читайте жизнеописания великих людей, читайте газеты – и следуйте примеру тех,
кто сохраняет завидное равновесие в океане проблем.
Пловцы не уничтожают воду, приносящую смерть тем, кто не умеет плавать. Они
умело пользуются ею, и это приносит им наслаждение. Аналогично, вы должны
наилучшим образом использовать свои проблемы, потому что в действительности они
являются благоприятными возможностями. Их следует сублимировать для более
высоких целей. С начала человеческой истории и до сих пор мы не видим ни одного
человека, у которого не было бы проблем. Результаты в каждом конкретном случае
были разными. Одни люди благодаря преодолению проблем становятся просветленными.
Другие достигают освобождения. Третьи обретают уравновешенность. Однако
некоторые пытаются покончить с собой. Санкхья-йога учит практическому пути
жизни и показывает, как разными способами преодолевать проблемы.
Медитация есть серьезное мышление, которое включает в себя психологический
анализ всех состояний жизни – бодрствования, сна со сновидениями и глубокого
сна. Проводя психологический анализ, сам психолог ("Я") должен оставаться
беспристрастным свидетелем и, подобно судье, изучать как похвальные, так и
недостойные аспекты субстанции разума. Или же "Я" может принять на себя роль
врача и изучать субстанцию разума как своего пациента. В любом случае "Я" не
должно отождествляться с исследуемой стороной, в роли которой здесь выступает
субстанция разума.
Чрезвычайно трудно исследовать читту объективно, так как читта столь тесно
связана с "Я", что вся ее деятельность кажется субъективной. Однако благодаря
практике становится возможно объективно исследовать все виды деятельности читты.
Поэтому чрезвычайно важен анализ сновидений и глубокого сна: с их помощью
можно получить ценную информацию о состоянии субстанции разума. Точная оценка
состояния читты помогает при работе с ней.
* * *
Описывается критическое исследование сновидений и глубокого сна.
38. свапна-нидра-джняналамбанам ва
свапна-джняналамбанам – аналитическое изучение сновидений
нидра-джняналамбанам – аналитическое изучение глубокого сна
ва – или же; несомненно (приводит к эволюции читты и ее устойчивости)
Или же – медитацией на знание, полученное в сновидениях или глубоком сне.
|
|