|
состоянии.
33. маитри-каруна-мудитопекшанам сукха-дукха-пуньяпунья-вишаянам бхаванаташ
читта-прасаданам
маитри – дружба и товарищество
каруна – большая любовь и сочувствие
мудита – веселье и радостное расположение духа
упекшанам – нейтральность и беспристрастность (по отношению к)
сукха (вишаянам) – тем, кто счастливы
духкха (вишаянам) – тем, кто несчастливы, страдают
пунья (вишаянам) – тем, кто достойны и добродетельны
апунья-вишаянам – тем, кто недостойны, дурны по природе
бхаваната – культивирование (этих) ощущений
читта-прасаданам – очищение субстанции разума
Посредством культивирования чувства дружбы и товарищества по отношению к тем,
кто счастлив, посредством искреннего сочувствия и любви к тем, кто несчастлив и
страдает, посредством радостного расположения к тем, кто достоин и добродетелен,
посредством нейтрального отношения и безразличия к тем, кто по природе
недостоин и зол, – йог должен привести субстанцию разума в состояние
безмятежного покоя и счастья.
Когда йог таким образом культивирует дружелюбие и другие качества, то белое
качество кармы (сатвика карма) пронизывает всю его субстанцию разума. Мыслящая
субстанция тогда становится безмятежной. Тихая и безмятежная субстанция разума
является обязательной предпосылкой устойчивой медитации.
* * *
Предлагаются дыхательные упражнения для преодоления помех и болезней и для
поддержания субстанции разума в спокойном и безмятежном состоянии, чтобы она
обрела устойчивость в концентрации.
34. праччхардана-видхаранабхьям ва пранасья
праччхардана – выдохом
видхаранабхьям – (и) задержкой
пранасья – дыхания (человек преодолеет физические и психические помехи)
ва – несомненно
Посредством выдоха и задержки дыхания человек преодолеет все помехи,
психические и физические недомогания и сделает ум спокойным, счастливым,
безмятежным и устойчивым.
Выдох – это вытеснение воздуха из легких через нос посредством особого
сокращения диафрагмы и брюшных мышц. Задержка – сдерживание дыхания посредством
расширения диафрагмы и брюшных мышц. Воздух следует с силой выдохнуть и как
можно дольше не впускать обратно. Если человек хочет сделать как можно более
полный выдох, он должен удерживать диафрагму и брюшные мышцы в сокращенном
состоянии все время в течение задержки после выдоха. Этот способ позволяет
после выдоха долго задерживать дыхание. Когда появляется ощущение неудобства,
нужно медленно втягивать в себя воз-Дух. Вышеописанный процесс можно повторять
столько раз, на сколько человек способен. Это ведет к очищению и укреплению
тела и ума.
Телом управляют две силы – психогенная и физиогенная. Эти две силы работают в
гармонии и сотрудничестве друг с другом. Все знают, что, если человек получает
плохие известия, у него пропадает аппетит, учащается (или замедляется)
сердцебиение, появляется жажда и частое мочеиспускание. Так проявляются
физиогенные силы. Плохие новости выводят психогенные силы из равновесия, те в
свою очередь нарушают равновесие физиогенных сил. Каким бы сильным и устойчивым
ни был ум, но если человеку сделать инъекцию сильного психоактивного вещества,
это повлечет за собой нарушение равновесия физиогенных сил. В результате
психогенные силы тоже выходят из равновесия и человек впадает в бессознательное
состояние или бред.
Психогенные и физиогенные силы действуют в гармонии друг с другом. Психогенные
силы можно контролировать и тренировать посредством концентрации, созерцания и
медитации. Физиогенные силы состоят из химических, биохимических и
биологических сил. Они контролируются и очищаются посредством дыхательных
упражнений. Основные дыхательные упражнения следующие:
1. внешнее – задержка после выдоха;
2. внутреннее – задержка после вдоха;
3. немедленная остановка, внезапное прекращение дыхательного процесса;
4. дополнительное втягивание или выталкивание воздуха. При этом воздух с
усилием втягивается внутрь, когда он стремится выйти наружу, либо выталкивается
наружу, когда он стремится войти внутрь.
Посредством противодействия друг другу вдоха и выдоха оба эти движения
удерживаются в полном подчинении. Контроль дыхания приводит к подчинению ума и
чувств. Этот процесс укрепляет человека, увеличивает его энергию и так
обостряет интеллект, что тот способен легко охватить самые сложные и тонкие
проблемы. Это помогает развитию всех физиогенных сил (химических, биохимических,
биологических; семенных и гормональных субстанций), а также других жизненных
сил в теле, порождающих крепость, силу, мужество, контроль чувств и несущих
способность познания всех наук. Психогенные силы не могут действовать без
физиогенных, и наоборот. Тот, кто знает это, пытается установить контроль над
психогенными и физиогенными силами.
Под "праной" следует понимать психогенные и физиогенные силы. Прана не
тождественна дыханию; последнее является частью праны. Прана есть энергия,
совокупность космической энергии. Вселенная является комбинацией праны и акаши;
это же справедливо в отношении человеческого тела. Из акаши появляются
|
|