|
саншая – сомнение, скептицизм
прамада – невнимательность, отсутствие интереса
аласья – летаргия
авирати – невоздержание, приземленность
бхранти-даршана – ошибочное восприятие, иллюзия, заблуждение, галлюцинация
алабдха-бхумикатва – недостаточная сосредоточенность, неудача в достижении
какой-либо степени концентрации
анава-стхитатвани – неустойчивость концентрации, если та достигнута
читта-викшепа – рассеянность субстанции разума
те – эти
антарая – (суть) помехи
Болезнь, праздность, сомнение, невнимательность, летаргия, невоздержание,
ошибочное восприятие, неспособность достичь какой-либо степени концентрации,
неустойчивость концентрации – эта рассеянность субстанции разума является
помехой.
Таковы девять помех, видов рассеянности субстанции разума. Они появляются
вместе с колебаниями субстанции разума и исчезают вместе с их исчезновением.
Брешь в концентрации приведет к регрессу даже на этой стадии. Поэтому нужно
прилагать усилия, чтобы войти в самадхи (состояние высшей концентрации), где
субстанция разума успокаивается.
Концентрация представляет собой очистительный процесс. Она очищает тело и ум. В
течение процесса очищения могут появляться физические, психосоматические и
психические болезни, которые были скрыты в читте в бессознательном или
подсознательном состоянии. Концентрация не порождает психических или физических
заболеваний, но если болезнь в скрытом и дремлющем состоянии уже присутствует,
она будет уничтожена посредством супраэлектронной (танматрической) концентрации.
Человеку не следует тревожиться, если он замечает признаки заболевания: это
оно выходит из тела и ума. Если в процессе уборки дома вы обнаружите змею, вам
не следует тревожиться: нужно избавиться от змеи и сделать дом чистым и
спокойным. В противном случае (если она останется не обнаруженной) когда-нибудь
позже она сможет напасть на вас. Если появляются какие-нибудь болезненные
симптомы, то не следует беспокоиться, нужно преодолеть болезнь и навсегда
избавиться от нее.
Помехи не приходят все вместе. Они возникают в соответствии с психической и
физической конституцией человека. Они не появляются, если они не присутствуют в
человеке в дремлющем состоянии. Практика медитации не порождает никаких
болезней. Напротив, она уничтожает болезни.
* * *
Другие факторы, сопутствующие рассеянности.
31. дукха-дауранасьянгам-эджаятва-шваса-прашваса викшепа-сахабхува
дукха – горе
дауранасья – тревога, беспокойство
ангам-эджаятва – непостоянство тела
шваса-прашваса – нерегулярность вдохов и выдохов
викшепа-сахабхува – (суть) спутники рассеянности
Горе, беспокойство, дрожь в теле, нарушение дыхания – всё это признаки
рассеянного ума.
Концентрация приносит уму совершенный покой, так как устраняет физические и
психические расстройства, которые были скрыты в теле человека. Не следует
беспокоиться по поводу появившейся болезни. Скорее надо радоваться, потому что
болезнь уходит прочь. Если появляются какие-либо болезненные симптомы, нужно
продолжать практику еще более энергично. Повторение Ом и предание себя Ишваре
укрепит субстанцию разума, поможет преодолеть болезни и принесет Духовную
энергию. Продолжайте практиковаться и ни о чем не беспокойтесь. Практика
излечит вас, освободит от болезни.
* * *
Эти виды рассеянности, являющиеся врагами концентрации, следует преодолеть
посредством той же практики и непривязанности. Описываются специальные методы
для их подавления.
32. тат-пратишедхартхам эка-таттвабхьяса
тат-пратишедхартхам – с целью их обуздания
эка-таттва – единственный элемент
абхьяса – практика
Чтобы преодолеть эти препятствия, надо медитировать на единый принцип,
держаться за "Я есмь".
Среди двадцати пяти элементов санкхья-йоги лишь один элемент (эка-таттва)
является Чистым Пурушей. Представителем Чистого Пуруши является Ишвара,
Сагуна-брахман, символ которого – нада (пранава). Таким образом, только
экататтва, Одно-без-другого, является вибрирующей надой. Чтобы преодолеть все
виды рассеянности, человек должен направить свое внимание на звуковой ток,
поток жизни.
Все медитирующие, постоянно прислушивающиеся к этому звуковому току, утверждают,
что во время затруднений высшая музыка (нада) становится интенсивнее. Есть
много методов и практик для укрепления субстанции разума, но во время особых
затруднений или бедствий все они терпят неудачу – кроме потока жизни, звукового
тока, высшей музыки, нады. Она естественным образом возрастает и становится
исключительно интенсивной. Медитирующий должен тогда оставить всё и слушать эту
пранаву, наду, вечное Ом.
* * *
Описание методов для поддержания субстанции разума в мирном и счастливом
|
|