Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда - КАРМА-ЙОГА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-
 
Вселенной свободы найти нельзя. Совершенное равновесие - или то, что христиане 
называют миром, превосходящим всякое представление о нем, - не может быть 
обретено в нашей Вселенной, ни на небе, ни в каком ином месте, доступном нашему 
уму и нашей мысли, чувствам или воображению. Никакое подобное место не может 
нам дать этой свободы, потому что оно находилось бы в границах Вселенной, а 
Вселенная обусловлена пространством, временем и причинностью. На нашей земле 
могут быть места, где наслаждения ярче, но и они должны находиться в пределах 
Вселенной и, следовательно, должны быть под властью закона. Итак, нам надо 
переступить эти границы, и истинная религия начинается там, где кончается наш 
крошечный мир. Там заканчиваются мелкие радости и знание вещей и начинается 
реальность. Пока мы 'не расстанемся с жаждой жизни, с сильной привязанностью к 
нашему преходящему, условному существованию, мы не можем надеяться хотя бы 
мимолетно узреть эту безграничную свободу. Следовательно, само собой разумеется,
 что есть один только путь к достижению свободы, являющийся целью всех 
благороднейших стремлений человечества, а именно путь отречения от этой мелкой 
жизни, от этой мелкой Вселенной, от земли, от неба, от тела, от ума, от всего, 
что ограничено и условно. Если мы откажемся от пристрастия к нашей чувственной 
Вселенной или к нашему уму, мы немедленно же станем свободны. Единственное 
средство освободиться от рабства состоит в том, чтобы перешагнуть пределы 
закона и очутиться по ту сторону закона, по ту сторону причинности.
Но отказаться от пристрастия ко Вселенной чрезвычайно трудно: не многие этого 
достигают. В индийских книгах упоминается о двух путях к достижению свободы. 
Один из них называется нэти, нэти (не то, не то), другой - ити (это); первый - 
отрицательный путь: второй - положительный. Отрицательный путь - наиболее 
трудный. Он доступен лишь людям очень высокого, исключительного ума и 
исполинской воли, которые твердо стоят и только повторяют: "Нет, этого я не 
хочу", и ум, и тело повинуются их воле, и они достигают цели. Но такие люди 
очень редки. Громадное большинство людей выбирают положительный путь, - путь, 
ведущий через гущу мира и пользующийся самими узами, чтобы ими же их 
расторгнуть. Это тоже своего рода отречение; только оно осуществляется медленно 
и постепенно, путем познания явлений, наслаждения ими, путем приобретения опыта 
и изучения природы вещей до тех пор, пока ум наконец всех их не отвергнет и не 
отрешится от них. Первый путь отрешения связан с рассуждением, второй с трудом 
и опытом. Первый путь
- путь Джнана-Йоги и характеризуется отказом от всякой работы, второй путь - 
путь Карма-Йоги, и тут работа никогда не прекращается. Каждый человек должен 
работать во Вселенной. Только те, которые совершенно удовлетворены своей 
близостью с высшим "Я", чей ум не выходит из "Я", для которых все сосредоточено 
в "Я", - те только не работают. Все остальные должны работать. Поток, 
устремляясь ниже и попадая в углубление, образует водоворот: покружившись в нем 
некоторое время, он вновь свободно вытекает и беспрепятственно продолжает свой 
бег. Каждая человеческая жизнь подобна такому потоку. Она попадает в водоворот, 
кружится в этом мире пространства, времени и причинности и снова вырывается из 
него, возвращаясь к прежней свободе. Так поступает весь мир. Независимо от того,
 знаем ли мы это или нет, сознательны ли мы или бессознательны, мы все работаем 
с целью стряхнуть с себя сновидения этой жизни. Цель жизненного опыта на земле 
- дать возможность человеку выйти из этого водоворота.
Что такое Карма-Йога? Это - познание тайны труда. Мы видим, что весь мир 
работает. Для чего? Для свободы, для спасения; все, начиная с атома и кончая 
высшим существом, работают для той же цели - для свободы ума, тела, духа. Все 
неустанно стремится к свободе и убегает от рабства. Солнце, Луна, Земля, 
планеты стараются вырваться из рабства. Центробежные и центростремительные силы 
природы типичны для нашей Вселенной. Вместо того, чтобы кружиться во Вселенной 
и после долгой отсрочки и многих уроков познать вещи сами в себе, мы познаем в 
Карма-Йоге тайну труда, метод работы, организаторскую ее силу. Если мы не будем 
знать, как пользоваться энергией, мы рискуем напрасно потратить большое 
количество сил. Карма-Йога создает науку о труде и учит нас, как лучше 
использовать всякую совершающуюся в мире работу. Труд неизбежен. Так должно 
быть, но мы должны работать для высшей цели. Карма-Йога заставляет нас признать,
 что мир наш - это явление пяти минут; что это нечто, через что мы должны 
пройти; что свобода - не в этом мире и что ее можно обрести лишь за пределами 
мира. Для этого, чтобы найти дорогу и освободиться от оков мира, Мы должны 
сперва постепенно и крепко опутывать ими себя. Иногда встречаются 
исключительные люди, о которых я только что говорил, а именно те, которые могут 
стать в стороне и отринуть мир подобно тому, как змея сбрасывает свою шкуру, а 
затем отползает в сторону и смотрит на нее; но остальная часть человечества 
должна медленно проделать всю работу мира. Карма-Йога указывает процесс этой 
работы, ее тайну и метод, при помощи которого можно пройти этот путь наиболее 
плодотворно.
Что же говорит Карма-Йога? "Трудитесь неустанно, но отрешитесь от всякой 
привязанности к труду. Не отождествляйте себя ни с чем вне вас. Держите ваш ум 
свободным. Все, что вы видите, - горести и несчастья - есть только необходимые 
условия жизни мира: бедность, богатство и радость всегда мимолетны; они вовсе 
не принадлежат истинной нашей природе. Природа наша недоступна ни страданию, ни 
горю, ни предметам чувств, ни воображению: и все же мы должны продолжать 
трудиться. Страдание порождается пристрастием, а не трудом". Коль скоро мы 
отождествляем себя с нашей работой, мы чувствуем себя несчастными: если же мы 
не отождествляем себя с нею, мы и не страдаем. Если сгорает прекрасная картина, 
принадлежащая другому, человек обыкновенно не страдает: если же собственная его 
картина сгорает, каким он себя чувствует несчастным! Почему? Обе картины были 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-