Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда - КАРМА-ЙОГА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-
 
чувствовали, ни делали, какое бы событие ни происходило во Вселенной, оно, 
будучи, с одной стороны, результатом прошлых дел, становится, с другой стороны, 
причиной и производит свое действие. В связи с этим следует установить, что 
означает слово "закон". Законом называется стремление целого ряда явлений 
повторяться. Когда одно явление следует за Другим или происходит одновременно с 
другим, мы ожидаем, что эта последовательность или одновременность явлений 
повторится. Древние философы школы Ньяя называют этот закон Вьяпти.
Согласно учениям этих философов, все наши представления о законе установились в 
силу ассоциаций. Целый ряд явлений сочетается в нашем уме с другими явлениями в 
неизменном порядке, и мы немедленно относим все наши восприятия к определенным 
фактам в нашем уме. Одна мысль или, согласно нашей психологии, одна волна, 
вызванная в мозговой материи, читта, должна порождать многие однородные волны. 
Такова психологическая идея ассоциации, а причинность есть лишь один аспект 
этого величавого и всеобъемлющего принципа. Это всеобъемлемость ассоциаций 
называется по-санскритски вьяпти. Во внешнем мире идея закона по своей сущности 
та же самая. что и во внутреннем. А именно - ожидание, что за известным 
явлением последует другое и что определенный ряд явлений должен повториться. 
Следовательно, закона нет в природе и, строго говоря, ошибочно утверждать, что 
притяжение существует в земле или что какой-либо закон объективно находится 
где-то в природе. Закон - это тот метод, та манера, которыми наш ум 
воспринимает ряд явлений; весь он содержится в уме. Мы называем законом 
последовательное или одновременное повторение известных явлений, сопровождаемое 
убеждением в регулярности их повторения, позволяющим нашему уму обнять общий 
метод всей серии явлений.
Следующий вопрос, требующий рассмотрения, состоит в выяснении значения 
всеобщности закона. Вселенная представляет собою ту часть бытия, которая 
охарактеризована санскритскими психологами термином дэша-каланимитта, или тем, 
что в европейской психологии соответствует понятию времени, пространства и 
причинности. Она является лишь частью бесконечного бытия, заключенною в 
определенную форму, состоящую из пространства, времени и причинности. Из этого 
само собой вытекает, что закон возможен только в пределах этой условной 
Вселенной; за пределами ее не может быть никакого закона. Под Вселенной мы 
подразумеваем только часть бытия, ограниченную нашим умом: действию закона 
подвержен лишь мир чувств, который мы можем видеть, ощущать, трогать. слышать, 
воспринимать разумом, рисовать себе воображением; но за пределами его бытие не 
может быть подчинено закону, потому что причинность не простирается за границы 
мира, созданного нашим разумом. Все, переступающее границы нашего мышления и 
наших чувств, не связано с законом причинности ввиду того, что в области, 
находящейся за пределами чувств, нет умственной ассоциации явлений, а без 
таковой ассоциации не может быть и причинности. Бытие, или существование, 
повинуется закону причинности и подпадает под власть закона только тогда, когда 
оно облекается в наименование и в форму ввиду того, что всякий закон сутью 
своей коренится в причинности. Поэтому свободной воли не может быть. Сами эти 
слова являются противоречием, потому что волю мы знаем, а все, что мы знаем, 
находится во Вселенной: все же, находящееся во Вселенной, обусловливается 
пространством, временем и причинностью. Все, что мы знаем или можем узнать, 
должно быть подчинено причинности, а то, что повинуется закону причинности, не 
может быть свободным. Оно подвергается влиянию других факторов и становится, в 
свою очередь, причиной. Но все, не бывшее сначала волей, но преобразившееся в 
волю при падении в форму пространства и времени, свободно: и, когда эта воля 
сбросит с себя форму пространства, времени и причинности, она будет снова 
свободной. Из свободы она приходит и обращается в рабство, но, сбросив рабство, 
она снова получает свободу.
Возникал и вопрос о том, откуда этот мир, в ком он покоится и куда идет? На это 
был дан ответ, что из свободы он исходит, покоится в рабстве и к свободе 
возвращается. Следовательно, говоря, что человек есть не что иное, как то 
бесконечное существо, которое проявляется в мире, мы подразумеваем, что только 
очень малая часть этого существа становится человеком: видимое тело и ум 
составляют только одну частицу целого, только крошечную пылинку этого 
беспредельного существа. Вся Вселенная - лишь маленькая частица бесконечного 
существа; и все наши законы, наше рабство, наши радости и горести, счастье и 
надежды заключены лишь в эту небольшую Вселенную; всякий прогресс и всякий 
упадок содержатся в ее тесных рамках. Из этого ясно, сколь ребячески неразумно 
ожидать продолжения Вселенной - создания наших умов - и восхождения на небо, 
которое должно быть лишь повторением знакомого нам мира! Вы сами понимаете, что 
невозможно и неразумно желать, чтобы все безграничное бытие приспособилось к 
ограниченному и конечному бытию, известному нам. Когда человек просит того же 
самого, что он имеет теперь, или, как я иногда выражаюсь, когда он жаждет 
удобной религии, можно с уверенностью сказать, что он настолько выродился 
умственно, что не может представить себя пребывающим в состоянии более высоком, 
чем то, в котором он находится в настоящее время: он отождествляет себя только 
с окружающими его мелкими условиями и дальше их ничего не видит. Он забыл свою 
беспредельную природу, и его мысль вращается в рамках мелких радостей, мелких 
горестей и минутных сердечных треволнений. Он принимает конечное за бесконечное 
и к тому же не хочет расстаться с этим безумием. Он отчаянно цепляется за 
Тришну, за жажду жизни, за то, что буддисты называют Танха и Трисса. Может быть,
 есть миллионы видов счастья, и существ, и законов, и прогресса, и причинности, 
действующих вне известной нам Вселенной, и все же это включает лишь одну 
частицу нашей необъятной природы.
Чтобы приобрести свободу, мы должны переступить границы нашей Вселенной: во 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-