|
находящиеся в рабстве у своего раздражительного и ревнивого характера, склонны
обвинять своих мужей и стремиться к тому, что им кажется свободой. Но они не
понимают, что этим они только подчеркивают свое рабство. В таком же положении
находятся мужья, вечно находящие недостатки у своих жен.
Целомудрие - первая добродетель в мужчине и женщине, и редко можно найти
человека, который не мог бы быть возвращен на правый путь кроткой, любящей и
целомудренной женой, как бы далеко он от него не уклонился. Мир еще не
настолько испорчен. Мы много слышим о грубых мужьях и о развращенности мужчин,
но разве нет столь же грубых и развращенных женщин? Если бы все женщины были
так добры и чисты, как можно было бы предполагать, судя по их собственным
постоянным утверждениям, то я убежден, что не было бы ни одного развращенного
мужчины в мире. Нет той грубости, которая не могла бы быть побеждена кротостью
и целомудрием. Добрая и целомудренная женщина, взирающая на каждого мужчину,
кроме своего мужа, как на своего ребенка и проявляющая к ним материнское
отношение, приобрела бы такую огромную силу от своей чистоты, что не было бы ни
одного мужчины, как бы груб он ни был, который не чувствовал бы в ее
присутствии, что он вдыхает атмосферу святости. Точно так же и каждый мужчина
должен смотреть на всех женщин, кроме своей жены, как на мать, дочь или сестру.
И человек, стремящийся быть религиозным учителем, должен смотреть на каждую
женщину как на свою мать и обращаться с ней соответствующим образом.
Положение матери - высшее в мире, так. как это место, на котором можно
научиться высшему бескорыстию и проявлять его. Любовь к Богу - единственная
любовь, которая выше материнской любви; все остальные виды любви ниже. Долг
матери думать сначала о своих детях, а затем о себе. Но если вместо этого
родители всегда думают сначала о себе, то результатом будет то, что отношения
между родителями и детьми станут такими же, какими бывают между птицами и их
птенцами, не узнающими своих родителей, как только немного подрастут.
Благословен мужчина, способный смотреть на женщину как на представительницу
Материнства Бога, и благословенна женщина, для которой мужчина представляет
собой Отцовство Бога. Благословенны дети, которые смотрят на своих родителей
как на проявление Бога на земле.
Единственный способ восхождения состоит в исполнении ближайшего, очередного
долга. Приобретая таким образом силу, мы постепенно достигаем наивысшего
состояния. Один молодой саннияси удалился в лес: там он размышлял долгое время,
молился и занимался Йогой. После многих лет упорного труда и суровой жизни, он
сидел раз под деревом. Несколько сухих листьев упали ему на голову. Подняв
глаза, он увидел ворона и журавля, вступивших в драку на верхушке дерева. Это
его очень рассердило. Он сказал: "Как, вы смеете бросать сухие листья мне на
голову!". Когда он при этих словах с гневом взглянул на них, из него вырвался
как бы язык пламени, который сжег обеих птиц, превратив их в пепел. Он был в
восторге от этого проявления своей силы; он одним взглядом мог сжечь птиц.
Некоторое время спустя ему пришлось пойти в город просить милостыню. Он подошел
к одной двери и сказал: "Мать, дай мне пищи". Голос изнутри ответил: "Подожди
немного, сын мой". Молодой человек подумал: "Ах ты, скверная женщина! Как ты
смеешь заставлять меня ждать? Ты не знаешь еще моей силы". Но тут снова
послышался тот же голос: "Молодой человек, не превозносись! Здесь нет ворон".
Он удивился. Подождать ему, однако, еще пришлось. Наконец, женщина вышла; он
бросился к ее ногам и сказал: "Мать, как ты это узнала?". Она ответила: "Сын
мой, я не знаю вашей Йоги и твоих упражнений. Я самая заурядная женщина. Я
заставила тебя ждать, потому что муж мой болен и я ухаживала за ним. Всю мою
жизнь я всеми силами старалась исполнить свой долг. Когда я была девушкой, я
исполняла свои обязанности относительно родителей; выйдя замуж, я исполняю свой
долг относительно мужа; вот и вся моя Йога, но по мере того как я исполняла
свой долг, на меня сходило просветление, поэтому я и могла прочесть твои мысли
и знала, что ты сделал в лесу. Если ты хочешь узнать нечто еще высшее, пойди на
площадь, которую я тебе укажу; ты увидишь там одного вьядху1 и он тебе скажет
нечто, что ты рад будешь узнать". Саннияси подумал: "Зачем мне идти в этот
город и к вьядху?". Но после того, что он увидел, ум его несколько просветлел,
и он пошел в указанный город, нашел площадь и издали увидел высокого, толстого
вьядху, который, разговаривая и торгуясь с народом, резал мясо большими ножами.
Молодой человек сказал: "Помоги мне, Господи! Неужели я могу чему-нибудь
научиться у этого человека? Он не что иное, как воплощение дьявола". Между тем
человек поднял голову и сказал: "О Свами, тебя послала эта женщина. Присядь,
пока я кончу свое дело". Саннияси подумал: "Что это значит?". Он сел, а мясник
продолжал свое дело и, закончив его, собрал деньги и сказал саннияси: "Пойдем
со мной домой". Дойдя до дома, вьядха предложил ему сесть, сказав: "Подожди
здесь", а сам вошел в дом. Затем он вымыл своих старых отца и мать, накормил их
и сделал все возможное, чтобы удовлетворить их, после чего он пришел к саннияси
и сказал: "Ты пришел ко мне. Чем я могу быть тебе полезен?". Саннияси предложил
ему несколько вопросов, касающихся души и Бога, а вьядха прочел ему лекцию,
составляющую часть Махабхараты, именуемую Вьядхагита. Она содержит одно из
высочайших учений Веданты. Когда вьядха замолк, саннияси удивился и спросил:
"Почему ты находишься в таком теле? Почему, обладая таким знанием, ты имеешь
тело вьядхи и занимаешься таким грязным, скверным ремеслом?". - "Сын мой, -
отвечал вьядха, - не существует грязной и скверной обязанности. По своему
рождению я поставлен в эти условия. В детстве я научился этому ремеслу: я не
привязан к нему. но стараюсь выполнять его хорошо. Я стараюсь исполнить свои
обязанности семьянина и стараюсь сделать отца и мать счастливыми, насколько
могу. Я не знаю твой Йоги и не сделался саннияси; не удалился я также из мира в
леса; тем не менее все, что ты видел и слышал, пришло ко мне в силу
|
|