|
выражается в одном афоризме на санскритском языке: "Не наноси вреда ни одному
существу: это - добродетель; нанесение вреда - грех".
Бхагавадгита часто говорит об обязанностях, связанных с положением в обществе и
в жизни. Условия, в которых человек родится, и положение, которое он занимает,
в значительной степени определяют его умственное и моральное отношение к
различным формам деятельности. Поэтому долг каждого заключается в том, чтобы
делать то дело, которое будет возвышать и облагораживать его в соответствии с
идеалами того народа или общественного слоя, к которому он принадлежит. Но не
надо забывать, что в разных обществах и странах господствуют не одинаковые
идеалы. Постоянное забвение этого факта является главной причиной ненависти
между народами. Американец думает, что то, что делают американцы согласно
обычаю своей страны, есть самое лучшее, и что тот, кто не следует этим обычаям,
- дурной человек. Индус думает, что его обычаи - единственно правильные и
лучшие в мире, и что тот, кто не исполняет их, - дурной человек. Это совершенно
естественная ошибка, которую все склонны делать. Но эта ошибка приносит много
вреда. Она является причиной очень большого количества недружелюбия,
существующего в мире. Когда я приехал в Америку и осматривал Чикагскую выставку,
какой-то человек дернул меня сзади за тюрбан. Я обернулся и, увидев, что это
был хорошо одетый, приличного вида господин, спросил его, что ему нужно. Увидя,
что я говорю по-английски, он был очень сконфужен. Другой раз на той же
выставке другой человек толкнул меня. Когда я спросил его, зачем он это делает,
он также был очень сконфужен и, извиняясь, пробормотал: "А зачем вы так
одеваетесь? ". Доброе расположение этих людей заключено было в рамки
собственного языка и собственных обычаев. Давление сильных наций на более
слабые в значительной мере обусловлено этим предрассудком, уничтожающим
братское отношение к ближнему. Человек, спросивший меня, почему я одеваюсь
иначе, чем он, и вследствие этого грубо со мной обошедшийся, был. может быть
очень добрым человеком, хорошим отцом и прекрасным гражданином, но добродушие
его замолкло, как только он увидел человека, одетого в другое платье.
Иностранцев эксплуатируют во всех странах, потому что они не умеют себя
защитить: вследствие этого они уносят с собой неверные впечатления о тех
народах, среди которых они были. Матросы, солдаты и купцы держат себя очень
странно в чужих краях, хотя им и в голову не пришло бы вести себя таким же
образом на родине, - потому, может быть, китайцы и называют американцев и
европейцев "заморскими дьяволами"; они не делали бы этого, если бы видели
хорошие стороны западной жизни.
Нам надо, следовательно, запомнить, что мы должны всегда стараться видеть
обязанности других с их точки зрения и никогда не судить об обычаях народов по
нашей собственной мерке. Необходимо помнить, что мои обычаи не могут быть
мерилом для обычаев всей Вселенной. Я должен приспособляться к миру, а не мир
должен приспособляться ко мне. Итак, мы видим, что внешние условия изменяют
природу наших обязанностей, и лучшее, что мы можем сделать в мире, это -
исполнить долг, налагаемый На нас в каждое данное время. Исполним долг,
вменяемый нам нашим рождением, затем исполним долг, наложенный на нас нашим
положением в жизни и в обществе. В человеческой природе кроется, однако, одна
большая опасность, а именно: человек никогда самого себя не изучает. Он
полагается, что он не менее способен занимать престол, чем король. Хотя бы он
действительно и был на это способен, он все же должен сперва доказать , что он
исполняет свой долг на своем месте, тогда к нему могут прийти более высокие
обязанности. Как только мы принимаемся за серьезную работу в мире, природа
повторными ударами заставляет нас быстро найти свое настоящее место. Ни один
человек не может долгое время без вреда для себя и окружающих занимать
положение, к которому он не приспособлен. Бесполезно роптать на природу,
указывающую нам наше место. Человек, делающий низменную работу, сам вследствие
этого не делается низким. Нельзя судить о человеке по природе и свойствам его
обязанностей, но можно судить по тому, как он их исполняет.
Впоследствии мы увидим, что и это понятие о долге подлежит изменению, и что
самая великая работа совершается только тогда, когда за ней не стоят никакие
эгоистические мотивы. Тем не менее работа, основанная на чувстве долга,
приводит нас к работе, которая перестает быть долгом. Тогда всякая работа
делается служением тому Богу, в которого человек верит, и совершается как бы
сама для себя, а не ради посторонних результатов.
Мы находим, что философия долга, как в форме этики, так и в чисто эмоциональных
проявлениях, одинакова во всех Йогах. Ее цель заключается в ослаблении низшего
"Я" для того, чтобы могло проявиться реальное, высшее "Я". Философия долга
стремится уменьшить бесполезную трату энергии на низшей плоскости бытия для
того, чтобы душа могла проявляться на высших плоскостях. Это достигается
благодаря постоянному уничтожению низших желаний, чего строго требует философия
долга. Таким путем, сознательно или бессознательно, развивался весь строй
общества в областях деятельности и опыта, где, ограничивая эгоизм, мы открываем
путь к беспредельному расширению истинной природы человека.
Долг редко бывает сладок. Путь его гладок, лишь когда он движим любовью, при
отсутствии же ее получается постоянное трение. Иначе, как могли бы родители
исполнять свой долг относительно детей, мужья относительно жен и наоборот?
Разве мы не встречаемся со случаями такого трения каждый день. Долг сладок,
лишь когда ему сопутствует любовь, а любовь сияет лишь - в свободе. Но разве
можно назвать свободой рабство, в котором мы часто находимся у гнева, у
ревности и у сотен других мелочей, занимающих наше внимание в течение дня. Во
всех этих шероховатостях, встречаемых нами в жизни, высшее выражение свободы
заключается в том, чтобы совсем не реагировать на них. Очень часто женщины,
|
|