Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда - КАРМА-ЙОГА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-
 
Но мангуст сказал: "В одной деревушке жил бедный брамин со своей женой, сыном и 
женою сына. Они были очень бедны, жили скудными дарами, приносимыми им за 
проповедь и учение. В стране этой настал трехлетний голод, и бедный брамин 
страдал более, чем когда-либо. Семья голодала уже несколько дней, когда, 
наконец, отец принес в одно прекрасное утро немного муки, которую ему 
посчастливилось достать. И он разделил ее на четыре части между членами семьи. 
Не успели они сесть за еду, как кто-то постучался в дверь. Отец открыл дверь; 
за ней стоял гость. В Индии гость священное лицо; он считается как бы богом, и 
с ним обращаются как с таковым. Поэтому бедный брамин сказал: "Войди, господин, 
мы тебя приветствуем". Он поставил перед гостем свою часть пищи; гость быстро 
ее съел и сказал: "О господин, ты убил меня, я голодал уже десять дней, и это 
маленькое количество пищи только увеличило мой голод". Тогда жена сказала мужу: 
"Отдай ему и мою часть", но муж ответил: "Нет, не дам". Жена настаивала, 
говоря: "Он - бедный человек, и наш долг, как хозяев, позаботиться, чтобы он 
был сыт. Раз у тебя больше нет, то моя обязанность - как твоей жены - отдать 
ему свою часть". И она отдала свою часть гостю. Он съел, что ему дали, и сказал,
 что его по-прежнему мучает голод. Тогда сын сказал: "Возьми и мою часть; сын 
обязан помогать отцу в исполнении его долга". Гость съел и его часть, но голод 
его все же не был утолен: тогда и жена сына уступила ему свою часть. Гость 
насытился и ушел, благословляя их. В ту же ночь эти четверо людей умерли с 
голода. Несколько пылинок этой муки упали на пол, и, когда я покатился по полу, 
я стал наполовину золотым, как вы видите. С тех пор я хожу по всему свету, 
надеясь найти другую такую жертву, но нигде не нахожу, поэтому другая половина 
моего тела не превращается в золотую. Потому-то я и говорю, что это не "жертва".

Такое представление о милосердии уже исчезает в Индии; великие люди встречаются 
все реже и реже. Когда я учился английскому языку, я прочел в одной книге 
рассказ о мальчике, отправившемся на работу и оставившем матери немного денег. 
И за это его хвалили на четырех страницах. В чем здесь дело? Ни один индусский 
мальчик никогда не понял бы морали этой истории. Теперь я понимаю ее, зная 
западную точку зрения! Каждый человек сам за себя, а их отцы и матери, жены и 
дети могут делать, что хотят.
Теперь вы видите, что такое Карма-Йога: помогать не рассуждая, глядя даже 
смерти в лицо. Хотя бы вас обманывали миллионы раз, не спрашивайте ничего и не 
думайте о том, что вы делаете. Не хвалитесь своей щедростью к бедным и не ждите 
от них благодарности: скорей будьте им благодарны за то, что они дают вам 
случай проявить на них свое милосердие. Совершенно ясно, что быть идеальным 
человеком, живя в миру, гораздо более трудная задача, чем быть идеальным 
саннияси. Истинная жизнь труда так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная 
жизнь отречения.
Глава 4.
Что такое долг
Необходимо изучая Карма-Йогу, определить, что такое долг. Если мне предстоит 
что-нибудь сделать, я прежде всего должен знать, что это мой долг, и тогда я 
могу делать это. Идея долга различна у разных народов. Магометанин говорит, что 
его долг - это то, что написано в Коране; индус говорит, что его долг то, что 
написано в Ведах, и христианин говорит, что его долг то, что сказано в 
Евангелии. Мы находим, что существуют различные идеи долга, меняющиеся 
соответственно различным положениям в жизни, историческим периодам и 
национальностям. Точно определить термин долг, подобно всякому другому 
отвлеченному понятию, невозможно. Мы можем составить себе идею долга, только 
зная его практическое действие и результаты. Когда перед нами случаются 
известные вещи, в нас возникает естественный или воспитанный импульс 
действовать по отношению к ним известным образом. Когда этот импульс приходит, 
ум начинает обдумывать положение. Иногда он находит, что в данных условиях 
можно действовать известным образом. В других случаях он находит, что 
действовать известным образом будет неправильно при каких бы то ни было 
обстоятельствах. Обыкновенная идея долга везде состоит в том, чтобы следовать 
велениям своей совести. Но что делает известный род отношений долгом? Если 
христианин, умирая с голоду и имея кусок мяса, не съест его для спасения своей 
жизни, или если он не даст этот кусок голодному, чтобы спасти его жизнь, он, 
конечно, будет чувствовать, что не исполнил своего долга. Но если индус в таком 
же положении сам осмелится съесть кусок мяса или даст его другому индусу, он 
одинаково будет чувствовать, что не исполнил своего долга; все воспитание 
индуса заставляет его думать так. В прошлом столетии в Индии были знаменитые 
шайки разбойников, именуемые Тугами; они считали своим долгом убивать каждого 
встречного человека и отнимать у него деньги. Чем большее количество людей они 
убивали, тем добродетельнее они себя считали. Если человек выйдет на улицу и 
застрелит другого человека, он может жалеть об этом, думая, что поступил дурно. 
Но если тот же самый человек будет солдатом и убьет не одного человека, а 
двадцать, он будет чувствовать радость и будет думать, что особенно хорошо 
исполнил свой долг. Мы видим из этого, что долг определяется не тем, что 
сделано. И объективно определить, что такое долг, совершенно невозможно. Что 
такое долг, ясно только с субъективной стороны. Всякое действие, которое 
возвышает нас и приближает к Богу, есть хорошее действие и наш долг. Всякое 
действие, влекущее нас вниз, - дурно и не является нашим долгом. С субъективной 
точки зрения мы видим, что некоторые поступки унижают нас и делают более 
грубыми. Но невозможно определить точно, какие поступки имеют какое значение 
для людей, находящихся в разных условиях и положениях. Существует только одна 
идея долга, которая всегда была принята всем человечеством и которая вся 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-