|
под влиянием этой силы я продолжала работать до конца, затратив на это все
десять лет". Она также писала и о дыхании: "Если мы, человеческие существа, чье
естественное построение может соответствовать дыханию мира, вдохнем измененный
воздух и выдохнем его снова, так что душа сможет получить этот воздух и понести
его даже еще дальше внутрь тела, тогда настроения нашего организма меняются".
[15]
Другими христианами, работа и описания личного опыта которых совпадают с
отдельными местами священных йогических книг, являются Мейстер Экхарт, св.
Екатерина Генуэзская, св. Екатерина Сиенская, св. Иоанн Креста, св. Павел, св.
Тереза, Тейяр де Шарден, Якоб Беме и Эмануэль Сведенборг, а также многие другие.
Теософия – система метафизических учений, которая привлекла тысячи людей
на рубеже столетий, – использовала и развила далее тибетские и йогические
методики и детально разработала обширную философию, связанную с тонким телом и
семью лучами энергии и исцеления. Сторонники теософии в значительной мере
содействовали публикации и популяризации восточных книг и учений на Западе; и
хотя их описание тонкого тела немного отличается от йогической теории, из-за
чего они часто подвергаются критике восточных ученых, много их учений и сейчас
широко изучаются и практикуются. Кришнамурти, выдающийся индийский учитель XX
века, чей опыт работы с Кундалини был описан в двух биографиях, большую часть
детства провел, занимаясь и познавая тайны теософских методик, хотя позже он
отказался от этой философской системы.
Некоторые группы, работающие с духовными практиками, выполняют
активизацию и течение энергии или культивируют психическую открытость тела во
время особых форм их религиозных ритуалов – среди них квакеры, трясуны, субуды
и некоторые другие религиозные группы. Вибрация тела, которая может наступить
во время таких ритуалов, напоминает состояния, возникающие при работе с
Кундалини, но это скорее признак усиленной пранической деятельности.
(Праническая энергия, о которой сказано более подробно в третьей главе,
управляет всеми направленными движениями и действиями физической системы, ее
можно развить разнообразными методиками, и с ней гораздо легче наладить связь,
чем со скрытой энергией Кундалини). Я говорил с людьми, которые испытали этот
феномен непроизвольного дрожания, особенно во время мануальной терапии или
медитации. Многие испытали его одноразово после перенесенного сильного стресса.
Другие прошли через него во время практики Субуда (духовная практика, в ходе
которой создается трансоподобное состояние, а также высвобождается течение
энергии и движений тела, что, по-видимому, способствует раскрытию
парапсихологических и целительских возможностей человека), во время проведения
или получения сеансов лечения и в других ситуациях Думаю, немаловажно отделить
эти состояния от пробуждения Кундалини, как оно описано в йогической и
мистической литературе.
Являются ли состояния транса, которые пробуждают энергию во время
ритуалов, контролируемых извне (подобные тем, которые описаны Крипанандой и
Элиаде), настоящим пробуждением Кундалини, – также спорный вопрос, так как эти
состояния, по-видимому, не выходят за определенные рамки и не обязательно ведут
к возникновению ряда изменений в сознании, продолжающихся всю жизнь. Можно
предположить, что в случае шаманов и знахарей, в отличие от тех членов племени,
кто просто принимал участие в ритуале, приводился в действие более длительный
сдвиг энергии, да и на самом деле между описанием процедуры посвящения в шаманы
и пробуждения Кундалини существует много соответствий. Общеплеменные ритуалы,
по-видимому, облегчают доступ к связанным с Кундалини парапсихологическим и
целительским феноменам и могут представлять собой средство, с помощью которого
первобытные культуры временно поднимали свою праническую энергию, и, возможно,
средство повышения уровня альфа-ритма мозговых волн для получения прозрений в
тех культурах, где функции интеллекта были еще неразвиты.
Все, что можно наблюдать в ходе упомянутых практик, это, как и в случае
пробуждения Кундалини, высвобождение пранической энергии, но подлинный процесс
работы с Кундалини связан с постоянными значительными изменениями в психике и
теле. Движение пранической энергии может постепенно усиливаться перед
пробуждением или же Кундалини сама может выпускать небольшие порции энергии,
как паровой котел нар, во время мощных состояний измененного сознания и потом
возвращаться обратно на свое место. Но как только происходит полное пробуждение,
человек начинает испытывать ее действие постоянно, пока трансформация не
завершится полностью.
Изучив множество случаев пробуждения Кундалини, описанных в литературе,
а также проведя десятки бесед с пациентами, я пришел к выводу, что этот процесс
часто происходит поэтапно. Большинство людей говорят о предварительных
движениях мощной энергии и духовном сознавании, блаженстве или состоянии
самадхи, которые они получают за несколько лет до более глубокой и более
трудной встречи с Кундалини. Эти предварительные состояния или случайные
движения и выбросы энергии могут спонтанно готовить человека к последующему
пробуждению. Хотя существует много практик, готовящих к пробуждению энергии,
фактов для тою, чтобы точно указать, какие именно из них активизируют Кундалини,
слишком мало; и к тому же, кажется, при этом существенную роль играет фактор
либо "божественной милости", либо психической готовности, что человек вряд ли
может контролировать.
Существуют сотни разнообразных переживаний, связанных, по-видимому, с
пранической энергией и Кундалини, а также множество культурных и духовных
практик, достойных изучения с тем, чтобы установить универсальность этого
процесса. Но именно восточные йоги наиболее тщательно и добросовестно описали
|
|