|
пищи; пранамайя – это оболочка жизненного воздуха, она питает тело энергией;
маномайя – это оболочка психики; тоньше ее – виджнянамайя, оболочка интеллекта
со способностью познания; и самая тонкая из всех – анандамайя, оболочка
удовольствия, заключенного в незнание. Эти пять оболочек лежат одна в другой в
точном порядке; и та, которая находится внутри, принимает форму той, что
снаружи, как ртуть, что налита в тигель. [17]
Согласно "Панчадаси", оболочка тела образуется пищей, употребляемой
родителями, и только пищей и поддерживаются его силы. Оболочка жизненного
воздуха (пранамайя) оживляет физическое тело, давая ему силу, приводя в
действие различные чувства, давая им возможность выполнять их функции. Оболочка
ума – это то, что отождествляет себя с телом и считает, что имеет собственность,
отношения с другими, и т.д. Она подвержена переменчивым страстям и преходящим
настроениям и желаниям. Оболочка разума – это отражение Высшего Разума, но она
находится в состоянии сна. При пробуждении "она заполняет тело до кончиков
пальцев... она – исполнитель всех поступков, обладающий способностью познания".
Анандамайя, оболочка удовольствия, олицетворяет ум, направленной внутрь, что
есть отражением ананды, или блаженства. Это не Я, потому что она существует
только в определенное время и имеет форму тела. Это лишь видоизмененное
блаженство Атмана (Божественного Я), подобно тому как аннамайя – видоизмененная
пища. [18]
Анандамурти называл пять оболочек, или кош, "клетками ума" и связывал их
с деятельностью чакр. Он писал: "Совершенная во всех отношениях садхана
(духовная практика) – это длительное усилие, направленное на полное
отождествление каждой коши с Внутренним Я....чем больше садхак (последователь
духовных практик) продвинулся в своей садхане, тем более высокими кошами
контролируются его чакры и наклонности". Он утверждал, что точка контроля
каждой коши или клетки находится в аджна чакре (расположенной в центре лба
между бровями) и что при помощи грубых нервов коша контролируют различные чакры
а также определяемые ими наклонности. По мере того, как усиливается контроль
над кошами посредством следования духовным практикам, органы тела становятся
более послушными и управляемыми, а когда достигается контроль над умом и
органами, человек становится менее подверженным внешним влияниям, суетности,
инертности и предрассудкам. [19]
В древнем тантрическом тексте, переведенном Рамой Прасадом в 1889 году,
создание человека посредством кош описывается как микрокосм, подобный
образованию планет и вселенной посредством соединения пяти разных эфиров: (1)
акаша, при помощи которого живут и возникают все формы жизни и который приносит
качество пространства, чтобы дать место для движения в созидании; (2) теджас,
который дает формам яркость и цвет, чтобы их можно было видеть благодаря
отражению световых лучей; (3) вайю, соотносимый с осязанием, движущийся
круговыми движениями, порождающий и питающий кожу, а также приносящий
способность передвижения; (4) апас, соотносимый со вкусом и приносящий
способность сжатия, так что разные эфиры движутся вместе, а также гладкости,
что позволяет этим атомным структурам скользить друг по другу, (5) притхиви,
душистый эфир, соотносимый с обонянием и имеющий качество сцепления и
сопротивления, которое создает кости. Примечательно, что вибрации каждого из
упомянутых эфиров имеют особые формы, которые символически изображаются в виде
круга, треугольника, спирали, полумесяца и четырехугольника соответственно. Эти
символы часто возникают во время измененных состояний сознания, связанных с
действием Кундалини, а также соотносятся с чакрами. Прасад утверждает, что без
этих эфиров или элементов невозможно дать должное объяснение явлениям света,
звука, касания, вкуса и запаха, ощущаемых человеком, и описывает их в различных
комбинациях как молекулярные структуры. [20]
Узлы, или "грантхи" (называемые Брахма, Вишну и Рудра, или Шива), – это
три аспекта теории тонкого тела, которые часто упускаются из вида или плохо
освещаются в научных трудах на эту тему. Названия эти относятся к местам,
расположенным вдоль позвоночника (местонахождение которых в разных текстах
указывается по-разному), где связь с энергиями или отождествление с творением
особенно сильны и для их прохождения необходимо использовать особые методики
йоги.
Согласно "Шива сутрам", Брахмагрантхи служит первым пунктом, через
который должна пройти Кундалини прежде, чем будет пройдена муладхара чакра (у
основания позвоночника), Вишнутрантхи находится между чакрами манипура (в
животе) и анахата (возле сердца); и Рудрагрантхи расположен между чакрами
вишуддха (в горле) и аджна (на лбу между глазами). В йоге они олицетворяют три
уровня сознания или три вида оков, от которых нужно освободиться. При
прохождении через Брахмагрантхи исчезает физический уровень или ложное
отождествление с телом, уничтожая отождествление с физическими, эмоциональными
и чувственными интересами. Человек начинает приобретать целостность. Так как
этот грантхи – первый узел, через который нужно пройти при пробуждении
Кундалини, это действие может быть ответственно за хаотические физические и
эмоциональные проявления, которые могут возникнуть на ранних стадиях процесса
пробуждения. Когда пронизывается Вишнугрантхи, или ментальный узел, человек
устанавливает контроль над тонким телом, освобождаясь от отождествления с умом,
включающим желания и мысленные колебания. Человек постигает существование
принципа жизни вселенной. Когда проходится духовный центр Рудрагрантхи, человек
полностью избавляется от невежества и достигает Себя, погружаясь в вечное
состояние блаженства.
Эти прохождения сопровождаются глубокими сдвигами в сознании и жизненной
ориентации и соотносятся с несколькими этапами просветления, или "кеншо",
|
|