|
чихание, зевание и управление грубым телом. Каждая управляется пятью вайю или
нервными импульсами, называемыми так же, как пять основных видов праны. Тиртха
называл прану тонкой формой энергии, отличной от физической, которая является
мотивирующей силой, поддерживающей живой организм в хорошем рабочем состоянии.
[11]
Тиртха писал, что прана управляет симпатической и парасимпатической
нервными системами, работая как произвольно, так и непроизвольно. Прана
контролирует ум и все действия физического и психического тел, и поэтому,
контролируя прану путем дыхательных упражнений йоги, йогины могут добиться
контроля и господства над умом и эмоциями. Мастера йоги владеют способностью
управлять действиями автономной двигательной системы, такими, как биение сердца,
частота пульса и функционирование почек, а также изменять температуру тела,
повышая или понижая ее до собственному усмотрению. Когда в ум сознательно
направляется больше праны, она отражается как сознание и может быть сохранена и
сконцентрирована для использования ее в активной творческой работе или с
оккультными целями. По словам Тиртхи, если йог сосредоточивает прану
субъективно как отражение на внутреннем Я, это приведет его к самадхи.
Взаимосвязь между праной и дыханием особенно важна для тех, кто
занимается йогой или методиками пранаямы, дыхательными упражнения йоги,
предназначенными для контролирования и направления праны. Свами Радха указывает,
что занятия упомянутыми практиками ведут к достижению господства над эмоциями,
покою ума, излечению нервных расстройств, утончению чувственного восприятия и
ограничению эгоистических желаний, подготавливая ум к высшим стадиям практики
йога. Она говорит, что пранаяма увеличивает количество альфа-волн в мозге,
устанавливает контроль над блуждающим нервом и оказывает расслабляющий эффект
на сердце и нервную систему. Другие долгосрочные положительные результаты
включают сверхчувственное восприятие и сжигание кармы. [12]
Пранаяму также выполняют специально для того, чтобы способствовать
пробуждению энергии Кундалини. Вишнудевананда говорит, что прана-вайю
порождается вдохом, оказывая воздействие на центростремительную систему, а
апана-вайю порождается выдохом и влияет на центробежную систему Во время
задержки дыхания в пранаяме йог объединяет эти два импульса в муладхаре. Это
действует как динамо-машина, посылающая энергию большой силы для стимуляции
движения Кундалини, которая старается подняться по сушумне – невидимому нади,
или нервному каналу внутри позвоночника. [13]
В "Шива сутрах" утверждается, что, успокаивая прану разнообразными
способами, можно испытать семь разных видов блаженства: блаженство своего
собственного "я", запредельное блаженство, высшее блаженство, блаженство
абсолюта, блаженство сознания и блаженство мира. [14]
Такие действия, как спонтанные движения, волны блаженства, дрожь или
резкие движения тела, внезапные боли, ощущение жара или холода, чувство
присутствия энергии или онемения в кистях и стопах и другие ощущения часто
наблюдаются во время медитаций, надличностных переживаний с измененным
состоянием сознания, а также при физическом освобождении. Все это праническая
деятельность, но не обязательно признаки пробуждения Кундалини. Подобным же
образом волны эмоций и крупные психические сдвиги могут приходить и без
вмешательства энергии Кундалини, хотя все эти явления могут также указывать,
что человек пребывает в подготовительном или предварительном состоянии перед
процессом пробуждения. Более сильное и сознательное течение пранической энергии,
или чи, обычно чувствуется у многих людей, занимающихся йогой, акупрессурой,
тай-цзи, айкидо, медитацией и другими методиками, в которых используется
сосредоточение на дыхании и концентрация.
"Шакти" – это еще один термин, иногда используемый в восточной
литературе для обозначения энергии, праны или Кундалини. Принцип "шакти"
наиболее часто обнаруживается в тантрической йоге. Слово это происходит от
корня "шак", обозначающего "иметь силу" или "быть способным". Это универсальная
космическая субстанция, которая является источником созидания. Шива – это бог,
олицетворяющий чистое сознание (в бесформенном состоянии), который обитает в
головном мозге или чакре сахасраре, а Шакти, его супруга, – это мощная энергия
женского типа, от которой исходит созидание. В человеке она помещается у
основания позвоночника и известна как Кундалини. Оба супруга неразделимы. Шакти
– это активная или проявленная форма божественного, та, которая создана и из
которой возникли пять элементов. Она – начало, изначальная вселенная, природа
которой – блаженство.
Некоторые школы йоги, особенно сиддха-йога, считают "шакти-пат" основным
способом пробуждения Кундалини. Этот термин относится к передаче энергии от
гуру к его ученику, обычно выполняемой как часть посвящения. Эта передача
способствует пробуждению Некоторые классические тексты йоги утверждают, что
Кундалини может быть пробуждена только таким образом, и если вдруг пробуждение
произойдет на первый взгляд спонтанно, то в действительности это случится
благодаря существованию отношений с гуру в прошлой жизни. Согласно учению
кашмирского шиваизма, существует три класса шактипата (также называемого
искупающей милостью), которые подразделяются на девять второстепенных видов, и
вид переживаний, испытанных во время шактипата, полученного человеком,
указывает на уровень его духовного развития. Наиболее высоко развитые люди
испытывают сильную шакти, которая мгновенно освобождает их, даже если они до
этого не занимались духовными практиками. Такие случаи очень редки. Умеренная
шакти способствует духовной жизни, влечет людей к духовным практикам, аскетизму,
принятию посвящения и ритуалу. Слабая шакти вызывает жажду духовного знания,
стремление к медитациям и отречение от мирских забот. [15]
|
|