|
которые не воспитали чистую и сильную волю, могут стать распущенными, даже если
их духовные намерения вполне положительны. Он также говорил, что
однонаправленная учеба и концентрация могут тоже вызвать частичное пробуждение,
которое ведет человека не к освобождению, а к успехам в искусстве, поэзии,
литературе, науке или разного рода исследованиях. [8]
Прана: энергия жизненной силы
Термин "прана" некоторыми учеными употребляется как равнозначный термину
"Кундалини", но это правильно только в самом общем смысле, так как Кундалини в
космической форме иногда служит названием всех энергий во вселенной, являясь
жизненной силой или источником всего сущего. Прана – это подобная электрической
энергия, текущая в теле, она более грубая и более доступная, чем Кундалини, и
ее роль заключается в поддержании организма в рабочем состоянии, пока Кундалини
находится в состоянии покоя. Ее можно считать вибрацией пониженного напряжения
более мощной силы – Кундалини. "Прана" – это созидательная и активная энергия,
текущая в теле и управляющая его функциями. Она соединяет сознание со всей
управляющей системой. "Кундалини" – это спящий остаток этой энергии, который
лежит, свернувшись, в муладхаре. Описания "чи" или "ки" в восточной медицине
более родственны концепции праны, чем Кундалини.
В китайской традиции чи описывается как жизненная сила, присутствующая в
форме двух первичных сил, ян и инь, которые являются полюсами, отражающими
противоположные состояния в их постоянном чередовании. Их взаимодействие
определяет природу вселенной и проявляется как пять основных элементов, из
которых состоит все. Согласно традиционной китайской медицине, чи течет по телу
и 12 меридианам (или каналам, или энергетическим потокам) по определенной схеме
и в определенном направлении, и когда это течение нарушается или его равновесие
разрушается, могут возникнуть физические и эмоциональные проблемы. В аюрведе,
классической индийской медицине, правильное уравновешивание праны так же важно.
Среди китайских методик уравновешивания этой энергии – акупунктура и
акупрессура, а среди индийских – йогические асаны и дыхательные упражнения.
По словам гуру и учителя йоги Бабы Хари Даса, подергивания разных частей
тела, вибрации и подобные движения, иногда называемые "движением Кундалини",
являются действием праны, текущей по организму. По наблюдениям, такая
деятельность усиливается у некоторых людей после пробуждения Кундалини,
особенно если они не подготовили должным образом энергетическую систему путем
очищения, включающего очистки тела, дыхательные упражнения и диету.
Другие объяснения этой усиливающейся крийя-активности предполагают, что
в теле существуют физические и физиологические блоки, барьеры и зажимы, которые
мешают прямому течению энергии; что происходящее является механизмом
освобождения от стрессов; и что сушумна, или центральный канал, по которому
течет энергия, слишком узок, чтобы вместить всю эту энергию. Также известно,
что нарушения в энергии, текущей к мозгу, могут вызвать подергивания и спазмы,
как мозговой электрошок, проводимый в лабораториях, о чем будет идти речь
дальше, в четвертой главе. Я наблюдал, как во время терапевтических сеансов
люди, у которых много эмоциональных блоков и которые не могут выразить свои
чувства, а также те, у кого в это время проходили крупные очистительные
процессы, демонстрировали интенсивную крийя-активность, особенно если у них
была пробуждена энергия Кундалини.
Прана в восточной литературе используется для обозначения трех видов
деятельности: 1) как жизненная сила или сумма всех энергий, находящихся во
вселенной; 2) как название определенной энергии, присущей разнообразным
биологическим функциям; 3) как синоним дыхания. Это жизненно важная сила или
биологическая энергия, которая соединяет материальную или физическую энергию с
психической; то есть, она связывает грубое и тонкое тела. По словам Сингха,
"это не физическая, но тонкая биологическая энергия, которая улавливает
вибрации ума и передает их нервам и нервным сплетениям, а также (несет)
физические вибрации в ум. Контролируя ум, можно контролировать прану и,
контролируя прану, можно контролировать ум". Сингх утверждает, что с праной
нельзя связаться или на нее повлиять непосредственно, но только через дыхание,
так что слово "прана" часто употребляется по отношению к дыханию, иногда со
словом "вайю" (как "прана вайю"). Обычно "праной" называется выдох как активное
проявление мира, а "апаной" – вдох как символ возвращения обратно к источнику.
[9]
Прана исходит из Я, по словам Тиртхи, который цитировал "Прашна
Упанишаду": "Как аура или тень есть с телом, так и прана есть с ним, она
проникает я, господствуя над умом, входит в тело". [10] Йоги учатся
контролировать прану, текущую через нервы тонкого тела, и сосредоточивать ее у
основания спинного мозга, чтобы пробудить Кундалини. Такой вид контроля
является также источником многих паранормальных способностей и талантов
мастеров йоги.
Органы восприятия и органы деятельности выполняют свои функции благодаря
влиянию праны, которая подразделяется на пять основных видов, выполняющих
различные функции: 1) прана, которая работает в сердце и вбирает воздух в
организм; 2) апана, которая опускает вниз и выводит из организма то, что уже не
нужно, например, отработанные вещества и мочу, 3) самана, которая действует
повсюду, распределяя питательные вещества, получаемые из пищи, употребляемой
нами, и контролируя пищеварение; 4) вьяна, управляющая движениями всех частей
организма, а также ответственная за кровообращение; 5) удана, которая подводит
жизненные потоки вверх, к сердцу и мозгу. Кроме главных видов, которые все
считаются производными от первичной праны, в традиции йоги описывают еще пять
второстепенных подвидов праны. Они ответственны за отрыжку, открывание век,
|
|