|
идущего вверх потока, чакр, лотосов и букв алфавита, соответствующих каждой
чакре, вместе с сопутствующими им божествами, звуками мантр, оттенками и
цветами. Можно ожидать возникновение у людей с пробужденной Кундалини
склонности к воспроизведению видений, потому что у них плоды воображения
становятся более яркими. Гопи Кришна считает, что видения и галлюцинации
возникают на промежуточных стадиях процесса пробуждения Кундалини, пока мозг не
полностью перестроился на высший уровень функционирования, и что высшие
состояния сознания не порождают видений. Он говорит, что заурядный взрослый
человек, который внезапно чувствует счастье, благоговение или удивление,
нуждается в формирующем видении, сообразном с его ранее существовавшими идеями
и взглядами, иначе он совершенно запутается, смутится и растеряется.
Точка зрения Кришны не совпадает со свидетельствами многих мистиков об
их экстатических состояниях, сопровождаемых видениями. Много последних нам
известны из истории, включая святого Павла и Жанну д'Арк. О видениях сообщал
Карл Юнг, о них пишет Эммануил Сведенборг. Почти все йоги в биографической
литературе, изученной при написании этой книги, указывали на какие-либо видения.
Нужно мужество, чтобы написать о таком опыте в обществе, которое может из-за
него отвергнуть работу как несостоятельную.
Многие из йогов утверждают, что в некоторых видениях присутствует
определенная реальность. Эти видения не более майя (обман), чем привычная
действительность, и первое, и второе являются отражениями ума, Свами Шивананда
говорит.
Существа и объекты, с которыми вы соприкасаетесь при медитации,
принадлежат астральному миру. Они такие же, как люди, только без физического
покрова... у них есть желания, стремления, любовь, ненависть точно так же, как
и у людей... у них есть силы... светящиеся существа – это деваты (боги)
ментального и высшего планов, которые приходят, чтобы дать вам даршан и помочь
вам. [32]
Человек может почувствовать, что его выталкивает из физического тела на
новый план, и нуждаться в помощи для разделения с телом и возвышения над
телесным сознанием, по словам Шивананды. Возможны видения неба или физической
формы человека. Такие образы – это либо ментальные реакции самого человека,
либо реалии более тонких планов материи. Он советовал относиться к ним
разборчиво и со здравым смыслом. Изученные мною случаи, показывают, что многим
людям, проходящим через процесс пробуждения Кундалини, действительно помогают
духовные наставники и учителя из другого измерения.
Ауробиндо считал, что никогда не следует мешать образам, поднимающимся
изнутри, потому что их появление – это признак того, что открываются внутренние
планы сознания, и противостоять им – это противостоять расширению сознания и
опыта. Он говорил:
Внутреннее видение живо, как настоящее, всегда четкое и содержит в себе
истину. Внутреннее зрение может видеть предметы, но также может видеть вибрацию
сил, действующих в предмете. Ментальные видения предназначены довести до ума
влияние явлений, которые они представляют. Космические видения – это наблюдение
универсальных движений и не имеют ничего общего с психикой. [33]
Ауробиндо также говорил, что видения ценны для людей, потому что это
контакт с другими мирами или внутренними мирами и всем, что там находится.
...это области неимоверных сокровищ, которые намного превосходят
богатство физического плана, каким он есть сегодня. Человек входит в более
просторное и свободное Я и больший и более пластичный мир....Это не просто
работа воображения... но если до конца следовать этим процессам, то они будут
приносить постоянный рост существа и сознания, богатства его опыта и его
возможностей. [34]
Он говорил, что видения "могут устанавливать первый контакт с
Божественным, его формами и силами; открытие общения с Божественным,
направляющего Голоса или Присутствия и Образа в сердце, а также многого другого
приносит то, что человек ищет в религии или йоге". [35]
Йоги, описывая состояние медитации, часто ссылаются на видения.
Вивекананда пишет, что "нимб – это символ внутреннего света, и его могут видеть
йоги. Иногда мы видим, что лицо человека как бы окружено языками пламени, и по
ним мы читаем характер человека и судим о нем безошибочно. К нам в форме
видения может прийти Ишта, и на этот символ мы можем прочно опереться и
полностью концентрировать на нем ум". [36]
Кеннет Роши, настоятельница монастыря Дзэн у горы Шаста в Калифорнии,
сообщала о том, что на протяжении периода, когда она надолго отошла от традиции
буддизма, возникали серии ярких видений во время ее третьего кеншо, которые
продолжались несколько месяцев и заставили ее не спеша и тщательно рассмотреть
многие противоречия. Среди образов, появлявшихся у нее в видениях, были горы,
цветы лотоса, колонны, фонтаны, тьма и свет. Она видела и объяснила для себя
нити кармы, тянущиеся из прошлых жизней, испытала ряд мистических видений и
прошла через несколько посвящений с другими монахами и буддийскими святыми. Она
считает, что кеншо такого типа нужно хорошо объяснить и описать документально,
так как на эту тему почти ничего не написано, и что она не является
единственной, кто испытал подобный опыт. Почти все, кто серьезно занимается и
кто старается не только жить по принципам буддизма, но вычищает негативные
схемы как настоящей, так и прошлых жизней, может испытать это кеншо. Говоря о
связи явлений, возникающих при медитации, с кеншо, она писала;
На Западе учили, что все явления, будь они визуальные или иные,
возникающие во время медитации, следует рассматривать как макио и не обращать
на них особого внимания, каковы бы они ни были. Если это и правильно для тех,
|
|