|
распределенной по сети из 720 000 нади (или до 72 миллионов нади, в зависимости
от того, какой эзотерический источник использовать) в энергетических формах,
которые называются в восточных текстах "пранами".
Прана известна как ци или ки в китайской и японской медицине
соответственно, и методы управления ею, ее уравновешивания и накопления были
известны в восточных культурах на протяжении тысячелетий. Но на Западе они
по-прежнему остаются загадкой. Согласно индийской теории тонкого тела, после
того, как системы нашего организма приобретают завершенный вид, остаточная
энергия сворачивается в 3,5 кольца у основания позвоночника и погружается в
состояние покоя. Наш ум вовлекается в процесс жизнедеятельности, и мы
отождествляем себя со своим телом, унаследованным генетическим набором и
умственными, чувственными и эмоциональными процессами, теряя сознание своего
подлинного Я, или Души, или источника своего существования, назовите это как
хотите.
В психологии слово "я" употребляется в нескольких значениях Наиболее
часто принято называть термином "я" центральный объединяющий аспект психики,
вокруг которого человек формирует определяющие черты своей личности и
накапливает опыт, обычно соотносимый с эго. Согласно высказываниям многих
западных теоретиков, сознавание этого "я" и его стабильность обусловлены
ранними детскими переживаниями. Это действительно полезная модель, и практики,
которые усиливают ощущение этого "я", очень важны для укрепления психического
здоровья и ощущения цельности личности. Некоторые психотерапевты предпочитают
рассматривать подлинное Я человека как психический центр более высокого порядка,
как пребывающее над эго, не связанное с эмоциональными травмами и условными
реакциями психики, но все же "личное" образование.
Карл Юнг считал это Я отдельным от эго и обладающим абсолютной властью
над психикой, центром сознания, вокруг которого сосредоточиваются все другие
факторы – и сознательные, и бессознательные. Согласно последовательнице Юнга
Эстер Хардинг, когда у человека этот центр активно функционирует, он начинает
жить преимущественно внутренней, субъективной жизнью, и его собственное Я
обретает над ним неодолимую власть. По ее словам, выражением этого процесса
служат высказывания вроде "обретения Бога внутри себя". [23]
Хардинг считала, что это Я никогда не может полностью заменить эго, так
как продолжение жизни требует некоего эго-смысла. Однако, так как эго-сознание
ранее уже захвачено неличностным Я, биологическое желание обретает подчиненное
положение, причем инстинкты становятся относительными и их энергия частично
переносится из биологической в психическую сферу.
Точка зрения Юнга очень похожа на восточную концепцию истинного Я
человека, однако можно было бы сказать, что на Востоке это Я рассматривается
более пристально, глубже. Это центр, ядро любого и всякого человеческого
переживания, это причина его существования как такового. Истинное Я человека
служит ядром его существа, сущностью которого выступает энергия/сознание
Кундалини, а личное "я" является не более чем его отражением. Я – это сознание,
мудрость и наше жизненное предназначение, и оно без нашего ведома
предопределяет, из чего будут складываться наши переживания, эмоциональная
сфера и ум
Это Я более первично, чем личностное "я", то есть предшествует
последнему, оно неотъемлемо и вечно. С ним сложнее соприкоснуться сознательно,
хотя временами оно может спонтанно являть себя, вызывая состояния
благоговейного трепета, которые часто описываются в мистической литературе. Это
может происходить в форме видений или снов о божествах, ощущения света или
блаженства во время медитаций и в некоторых других редких ситуациях или же
затоплять человека потоком знания и познания глубинной истины или экстаза.
По-видимому, случаи проявления подлинного Я иногда сопровождаются
архетипическими встречами с богами и богинями, святыми, принадлежащими (или
даже не принадлежащими) верованию, исповедываемому данным человеком, или
преобразующими символами вроде тех, что нередко имеют место во время глубокого
анализа по методу Юнга. В таких случаях Я ведет сознание в сферы архетипов,
образуя мосты, с помощью которых мы можем достичь понимания сути нашего
жизненного опыта как человеческих существ, а также нашего божественного
потенциала. Эти архетипические силы определяют узор нашей жизни. На высших
стадиях духовного развития это подлинное Я утрачивает свой "личный" характер,
становясь всеобщим Я, и человек испытывает взаимосвязанность всего творения как
единого Я. Опыт индивидуации смещает сознание от ложного "я", этого продукта
приспособления к среде, к познанию личностного Я и в конечном счете к
проблескам постижения коллективного Я, тогда как опыт, связанный с Кундалини,
смещает сознание из личностного Я в коллективное.
Кундалини и западная психотерапия
Еще один последователь Юнга, аналитик Эрих Ньюман (1961), описывая
переживания сверхъестественного и их влияние на психику, мог вполне описывать
Кундалини, когда говорил:
Сверхъестественное обладает очарованием и богатством, которые сознание
не в силах постичь и организовать, а также зарядом энергии, который превосходит
сознание. Таким образом, столкновение с ним всегда приводит к перевороту во
всей личности, а не только в сознании. Всякий раз, когда эго противостоит
сверхчувственному, возникает ситуация, когда эго "выходит из себя", оно
выпадает или оказывается извлеченным из раковины сознания и приходит в себя
только претерпев изменения. [24]
Ньюман прекрасно знал о духовных процессах, происходящих в психике, и
его слова указывают на то, почему врачам иногда приходится иметь дело с
|
|