|
не касаясь зубов, глаза расслаблены и закрыты, и взгляд обращен по направлению
к сердцу. Мыщцы лица полностью расслаблены.
Техника выдоха (пурака).
1. Тело остается в том же положении, как и при вдохе, т. е. абсолютно прямым,
при этом удерживается зажим межреберных
мышц.
2. Начинать выдох нужно из верхней части легких, не ослабляя зажима. Выдох
медленный и ровный. Руки не прижимаются
к телу, но и не раздвигаются специально. Выдох производится полный.
3. Выдох — это искусство успокоения нервной системы и головного мозга.
Искусство задержки дыхания (кумбхака)
Кумбхака означает «горшок», который может быть пустым
или наполненным. Есть два вида кумбхаки: а) между вдохом и выдохом и б) между
выдохом и вдохом. Это искусство
задержки дыхания в состоянии временной остановки. Когда дыхание задерживается,
чувства также успокаиваются и мысль становится безмолвной. Дыхание — это мозг
между телом, чувствами и мышлением.
Кумбхака выполняется двумя путями: сахита и кевала. Когда дыхание задерживается
специально — это сахита. Сахита
кумбхака — это пауза в дыхании: а) после полного вдоха
перед выдохом (антара или пурака кумбхака) и б) после полного выдоха перед
вдохом (бахья или речака кумбхака).
Кевала означает «сам по себе», «абсолютный». Кевала кумбхака — это пауза в
дыхании, не сопровождаемая пуракой или речакой. Кевала напоминает человека в
подобии транса, полностью поглощенного радостными мыслями. Перед этим
состоянием часто испытывается дрожь тела и чувство боязни,
какое овладевает человеком в ожидании чего-то неожиданного.
Постепенно это чувство проходит, и на смену ему приходит чувство приятного
полузабытья. Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии
человек полностью
погружен объектом обожания и изолирован от окружающего
мира, он испытывает чувство радости и умиротворенности.
Он находится в гармонии с бесконечностью.
Дыхание нельзя задерживать силой воли. В момент, когда
мозг напрягается, глаза раздражены и наблюдается их покраснение, все это
означает, что человек перешел рубеж своих возможностей и значит нужно временно
снизить нагрузки
или прекратить их вовсе. Цель кумбхаки—ограничить
дыхание, что в свою очередь ведет к контролю над речью, восприятием, а человек
освобождается от страсти, ненависти,
жадности, гордости, зависти. В кумбхаке прана и мышление
объединяются.
Техника задержки после вдоха (антара кумбхака).
1. Только после освоения глубокого вдоха и выдоха можно
приступить к задержке после вдоха.
2. И только после освоения задержки после вдоха можно пытаться овладеть
задержкой дыхания после выдоха (бахья кумбхака).
3. Следует сперва научиться сделать равными длину вдоха
и выдоха, затем пробовать задерживать дыхание на несколько
секунд после вдоха, делая перерыв после каждой задержки.
Например, три - четыре цикла нормального или глубокого
дыхания следуют за одной задержкой. Постепенно интервалы между циклами
нормального дыхания и задержкой
уменьшаются. Время задержки дыхания после вдоха постепенно
увеличивается, но не следует превышать свои возможности.
4. Бандхи — важный элемент для практики кумбхаки. Они являются клапанами,
распределяющими и насыщающими
энергией определенные части тела и органы и предотвращающими
рассеивание энергии. После вдоха и задержки дыхания
йоги рекомендуют выполнять джаландхара бандху и мула бандху. Мула бандху можно
выполнять после того, как человек в состоянии задерживать дыхание на 15 и более
секунд.
Вначале мула бандху нужно выполнять в конце вдоха и удерживать в течение
задержки дыхания.
5. При задержке после вдоха органы брюшной полости втягиваются вверх и внутрь,
а нижняя часть позвоночного столба подается вперед. Тело прямое, грудь немного
приподнята,
конечности расслаблены.
6. В конце вдоха и в начале задержки испытывается единство тела, дыхания и
своего «Я». В этот период не ощущается
течение времени. Такое ощущение следует поддерживать
в течение всей кумбхаки.
Техника задержки после выдоха (бахья кумбхака)
1. Задержка дыхания после выдоха делится на два вида: пассивная и динамическая.
Пассивная выполняется без уддиа-
на бандхи. Она практикуется для успокоения нервной системы
и может выполняться в любое время и даже после еды. Динамическая выполняется с
уддиана бандхой, которая хорошо
массирует органы брюшной полости и сердца и предотвращает
рассеивание праны. Сперва следует выполнять пассивную
|
|