|
подтягивается вверх по направлению к диафрагме.
Практика сокращения анальных сфинктеров, выполняемых
в асвини мудра, помогает овладеть мула бандхой. «Асви» означает «лошадь». Эта
мудра так называется потому,
что напоминает движение, когда мочится лошадь. Асвини
мудру изучают во время практики таких асан, как тада-сана, сиршасана,
сарвангасана, урдхва дханурасана,устраса-на, пашиматанасана. Мула бандха
увеличивает сексуальную потенцию.
ЧАСТЬ II
ПРАНАЯМА
Пранаяма является в действительности пятой физиологической
ступенью восьмиступенной йоги, хотя Патанджали называет ее второй ступенью по
значению, не считая подготовительных
ступеней. Пранаяма — контролируемое дыхание— это не просто глубокое дыхание или
часть физической куль-
туры. Она воздействует на соматику и на психику, осуществляет
контроль за мыслительными процессами, пробуждае искру космической энергии,
таящейся в организме. Прана в ее пяти аспектах — собственно прана, апана, вьяна,
удана, самана — суть проявления энергии живого и неодушевленного
мира. Пранаяма не только укрепляет здоровье, устанавливает
равновесие физических и жизненных энергий, но делает
всю нервную систему как бы утонченной, способной реагировать
на волю йоги, способствует созданию тонких психических
энергий и позволяет управлять ими. Пранаяма обеспечивает
контроль за автономными системами, совершенствует
весь организм. Это обширная наука с неограниченными возможностями. Цель первой
ступени пранаямы — избавление
от обычных заболеваний и недомоганий. В сочетании с другими аспектами йоги
пранаяма может творить чудеса в совершенствовании организма. Пранаяма, как
утверждают йоги, должна изучаться у ног гуру, но ее основами можно овладеть
и самостоятельно, имея хорошее пособие. Путь совершенствования
в йоге — от тела к нервной системе, от нее к чувствам, от чувств к мышлению и
контролю и воздействию на сознание. Йога ведет садхака от невежества к знанию,
от темноты к свету, от смерти к бессмертию.
Все системы йоги взаимосвязаны, как части дерева. Дерево
имеет корни, ствол, ветви, листья, кору, соки, цветы, фрукты. Каждая из этих
частей несет свою функцию, но каждая
в отдельности не может считаться деревом. То же самое и с йогой. Как все части
вместе составляют дерево, так и восемь
ступеней в единстве составляют йогу. Универсальные принципы ямы — это корни,
индивидуальные дисциплины ниямы образуют ствол. Асаны, как различные ветви,
простираются
в разных направлениях. Пранаяма, питающая тело энергией, как листья, производит
газообмен дерева. Пратья-хара предохраняет энергию от расходования впустую, как
кора защищает дерево от гниения. Дхарана — это как сок дерева, твердо
удерживает тело и дух вместе. Дхьяна — цветок, созревающий и дающий фрукт
самадхи. Если фрукт — высшее развитие дерева, то самореализация себя
(атма-даршана) есть кульминация практики йоги. Так образно сравнивает составные
части йоги с частями дерева йог Йенгар.
Искусство вдоха и выдоха.
Вдох (пурака) — это поглощение космической энергии для жизнедеятельности
организма. Это преднамеренное действие
для трансформации мозга в приемный и распределительный
центр потока энергии (праны). Вдох и выдох не должны быть насильственными и
быстрыми, так как это может
повредить сердцу и головному мозгу, живот при вдохе не следует выпячивать, так
как это не дает возможности полностью
расширить легкие.
Выдох (речака) — это выделение углекислоты и других отходов. Это процесс, с
помощью которого энергия тела соединяется
с энергией мозга, сливается с душой и растворяется
с космической энергией. Выдыхается теплый и сухой отработанный
воздух. Выдох успокаивает мозг. С помощью выдоха йоги подавляют свое эго и
растворяют его в себе. Это путь самоотречения. При выдохе грудь держится высоко
с сознанием,
что в это время прана распределяется по жизненно важным
центрам. Выдох должен быть спокойным и ровным.
Техника вдоха (пурака).
1. Сесть в любую удобную позу, распрямить позвоночный столб, грудь/живот.
2. Опустить голову. Когда будет достигнута эластичность и подвижность шейных
позвонков, следует выполнить джа-ландхара бандху.
3. При вдохе нужно расширить грудь вверх и вширь, не наклоняясь вперед, назад
или в стороны. Начинать вдох с нижней части диафрагмы, при этом купол диафрагмы
расслаблен.
4. Наполнить легкие, полностью синхронным движением вдоха и внутренним
расширением легких так, чтобы все альвеолы
были наполнены воздухом, насыщены праной. Во время
вдоха не следует поднимать плечи, так как верхняя часть легких не будет
полностью расширена.
5. Расслабить горло, язык лежит на дне нижней челюсти,
|
|