|
В учении йогов существует еще пять подразделений энергий,
действующих в организме: нага, курма, крикари, дева-датта, дханамджайя.
Итак, прана означает «дыхание, жизнь, сила, энергия». Айяма означает
«расширение, регулирование, продление», а также «ограничение, контроль». Отсюда
пранаяма означает
продление дыхания и его ограничение. Это искусство, имеющее приемы, с помощью
которых органы дыхания намеренно
производят работу ритмическую и ровную или ин-
тенсивную и неравномерную. Упражнения пранаямы состоят,
главным образом, из длительного, непрерывного, утонченного
вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержек дыхания (кумбхака). При пураке
система организма стимулируется. При речаке выдыхается использованный воздух и
токсины При кумбхаке распределяется энергия по всему организму. Пранаяма дает
возможность регулировать мысли, эмоции, действия и поступки, придает
стабильность и огромную волю, необходимую для того, чтобы стать полным хозяином
своего организма. Практика пранаямы значительно увеличивает вместимость легких
и позволяет достичь оптимальной вентиляции
легких. В пранаяме вдох начинается с нижней части диафрагмы. Грудная часть
диафрагмы, вспомогательные дыхательные
мышцы, мышцы шеи расслабляются. Это помогает
расслабить мышцы лица, которые в свою очередь расслабляют
мышцы глаз, ушей, язык, кожу головы, и этим ослабляется
напряжение головного мозга, что ведет к концентрации,
а также к спокойствию.
Как видим, пранаяма не просто тренировочные дыхательные
упражнения, это есть нечто гораздо большее, это тренировка
и управление жизненно важными кортико-висцераль-ными функциями организма,
тренировка и управление нервными
токами, идущими от коры как от органа высшей нервной
деятельности ко всем внутренним органам.
Известно, что связи с внутренними органами осуществляются
по двум путям: по восходящему и нисходящему пути белого
вещества и через цепочку пограничного ствола вегетативной
нервной системы. Пограничный ствол идет сбоку от тел позвонков в виде узлов,
своего рода ганглий, образованных
скоплением нервных клеток.
Теперь обратимся к учению йогов о строении системы Кундалини. Акад. Б. Л.
Смирнов пишет, что мы с удивлением убеждаемся, что формальное описание йогами
системы Кундалини
с чакрами с большой точностью соответствует современному
анатомическому описанию нервной системы и расположению
нервных сплетений вдоль позвоночного столба. Схема
вегетативной нервной системы, описанная древними йогами,
по существу, предвосхитила современные познания о строении этой системы.
Система Кундалини в упражнениях йоги и особенно в пранаяме играет
исключительную роль.
Каковы же были понятия древних риши о строении вегетативной
нервной системы или системы Кундалини?
Эта система включает такие понятия, как нади, Кундалини,
чакры. Кратко рассмотрим учение йогов о нади, Кундалини
и чакрах.
Нади. Слово нади происходит от «над» — «пустой стебель,
звук, вибрация и резонанс». Нади — это трубки, протоки,
каналы, через которые тело снабжается воздухом, кровью, лимфой, водой. Это
артерии, вены, капилляры, бронхиолы и т. п.
В «Шиве Самхите» указывается, что в организме 350 тыс. нади, из которых 14
очень важны, а 3 самые важные: су-шумна, ида и пингала. Сушумна проходит вдоль
центра позвоночного
столба, раздроблена у основания и заканчивается тысячелепестковым лотосом
(сахасрара) у макушки головы. Здесь находится космический огонь (агни). Когда
эта энергия
поднимается к тысячелепестковому лотосу и как бы поглощает
время, садхака испытывает блаженство.
Йога помогает нади нормально функционировать, так как все каналы очищаются,
тело становится невосприимчивым
к болезням, ум — острым, и садхака начинает познавать свой организм.
Кундалини. В учении йогов Кундалини — это космическая
энергия. «Кундала» означает «виток, кольцо». Эта скрытая
энергия символизируется как спящая змея, свернутая в 3,5 оборота, ее хвост
находится во рту, повернутом вниз. Змея лежит у основания сушумны 2 пальца ниже
половой зоны и 2 пальца над анусом. Энергия, проходящая через иду, пингалу
и сушумну, называется бинду—точка, не имеющая размера.
Эти три точки представляют нади луны (ида), солнца (пингала)
и огня (сушумна). Посредством упражнений йоги рот свернутой змеиной энергии
поворачивается кверху и поднимается
через читру (нади, выходящая из сердца) и достигает сахасрары. Когда
созидательная энергия Кундалини просыпается,
ида и пингала сливаются с сушумной.
В соответствии с тантрическим учением задача праная-мы — пробудить дремлющую
силу шакти, называемую Кундалини,
|
|