|
силы мысли на определенные части тела, органы, системы
организма для их оздоровления и совершенствования. Высшей формой воздействия на
организм в йоге являются психические ступени и в частности медитация (дхьяна).
В йоге насчитывается восемь ступеней на пути самореализации:
яма, нияма, вьяяма и асаны совершенствуют тело и интеллект, пранаяма и
пратьяхара концентрируют энергию, которая ставится под контроль сознания
дхьяной и самадхи. Итак, вначале победа над телом и психикой, затем полный
контроль и управление своим организмом и энергией.
Кратко опишем ступени йоги.
Яма — универсальные моральные заповеди, великие клятвы (махавритас),
выработанные в человеческом обществе:
ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого (астейя),
воздержание (брахмачарья), подавление зависти,
жадности (апариграха) и пр.
Нияма — правила самоочищения, искоренение шести основных зол: страсти (кама),
злости (кродха), жадности (лобха), слепого увлечения (моха), гордости (мада),
зависти
(матсарья), а также чистота внутренняя и внешняя.
Вьяяма — динамические упражнения, включающие самые
мелкие движения и до максимальных размахов, запрограммированных
строением человеческого тела. По учению йогов, гибкость, эластичность тканей
организма, подвижность суставов, четкая ювелирная работа внутренних органов в
конечном счете определяют здоровье, естественный возраст человека.
Асаны включают в основном статические упражнения, имеющие профилактический и
лечебный характер; производят
качественные изменения на всех уровнях, начиная с физического
и до духовного, постепенно придают организму тонкое равновесие тела, разума и
духа. Они дают здоровье, красоту, силу, твердость, легкость, успокоение нервов
и ровное
радостное настроение.
Пранаяма — это сознательное продление вдоха, задержек
дыхания и выдоха. Вдох есть акт получения первозданной
энергии. Задержка — акт консервации этой энергии. С выдохом приглушаются мысли
и эмоции и распределяется энергия (прана) по жизненно важным органам. Задержка
после
выдоха — акт успокоения нервов, умиротворения. Так определяют четыре стадии
дыхания йоги. Практика прана-ямы развивает контроль над эмоциями, сильную волю,
здоровое
тело и четкое мышление.
Пратьяхара контролирует мысли и чувства. С пратьяха-рой начинаются чисто
психические ступени йоги.
Дхарана, дхьяна и самадхи. Дхарана — сосредоточение на одном объекте или
явлении. В ней мысли текут спокойно, а напряжение минимальное. Если такое
состояние продолжается
длительное время, оно переходит в дхьяну. Когда состояние
дхьяны продолжается длительное время без перерыва, оно сливается с самадхи, в
котором ученик (садхака) теряет свою индивидуальность в объекте медитации. Он
теряет осознание своего тела, дыхания, мыслей, себя. Он находится в бесконечном
и умиротворенном мире. Вот тогда, считают йоги, садхака и становится
просветленным.
Учение йогов о пране. Прана — это общее название различных
видов энергии: космической, физических энергий (свет, тепло, магнетизм,
тяготение, электричество), психической или
ментальной энергии. Это и нервный ток. Потенциальная энергия
скрыта во всех неодушевленных и одушевленных предметах.
В живых существах она особенно сильно освобождается
во время опасности. Она является стимулом активности. Эта энергия создает,
защищает и разрушает. Прана пронизывает
всю Вселенную. Прана обычно переводится как дыхание,
но это только одно из многих проявлений ее в человеческом
теле. Древние риши были убеждены, что все функции в организме совершаются при
помощи пяти видов жизненной энергии (прана-вайю). Это собственно прана, апана,
самана» удана, вьяна. Йоги считают, что это особые формы одной универсальной
космической энергии. Локализация этих видов энергии в человеческом теле по
учению йогов такова.
Прана циркулирует в грудной клетке и заставляет работать
сердце и легкие.
Апана контролирует все органы выделения.
Самана контролирует работу органов пищеварения и поддерживает равновесие
энергий праны и апаны.
Удана контролирует работу голосовых связок, помогает развитию памяти, питает
энергией мозг.
Вьяна контролирует циркуляцию крови, лимфы, распределяет
энергию, полученную от пищи и дыхания посредством артерий, вен, нервных волокон.
В пранаяме прана-вайю активизирует организм вдохом, а апана-вайю—выдохом. Удана
поднимает энергию Кундалини из основания позвоночника (муладхара-чакры) к
головному мозгу (сахасрара-чакры). Вьяна является проводником для передачи
энергии от праны к апане и наоборот. Так представляется
работа и взаимодействие этих энергий в организме человека.
|
|