|
внутри бутылки. Закупая шампанское оптом, англичане разливали его в бутылки и
добавляли туда сахар, чтобы усилить брожение, при котором и образуется тот
самый характерный газ.
Взрыв — вот чего опасались производители шампанского. Ведь силы брожения
внутри бутылки могут создавать давление более 6,3 атмосферы, что намного больше,
чем, например, давление в шинах легкового автомобиля.
Когда в 1700 году французы стали разливать шампанское по методу англичан,
бутылки все еще взрывались, причем нередко возникала цепная реакция: взрыв
одной детонировал другую, за ней третью и так далее, пока вся полка не
превращалось в сплошное месиво. «Дьявольское вино» — так некоторые называли
этот напиток. В результате виноделы разработали новую технологию укупорки с
помощью толстой, особо прочной пробки, которая плотно прикручивается к горлышку.
К счастью, современная бутылка для шампанского способна выдержать давление, во
много раз превышающее силу брожения.
Примерно в одно время с пробками нового типа появились первые этикетки.
Поначалу бутылки с шампанским не имели на себе никаких пометок: их, чтобы не
спутать с другими напитками, складывали в отдельные подвальные ниши, указывая
разве что только год изготовления.
Но как-то одному из производителей шампанского пришла мысль в целях рекламы
нарисовать на бутылке какую-нибудь пикантную картинку (зная французов, можно
без особого труда представить себе, что же было изображено на первой этикетке).
С этих пор крупнейшие виноделы стали наперебой придумывать красочные этикетки,
привлекая к этому делу самых известных художников своего времени. А так как в
то время копировальных аппаратов не существовало, стоимость этикетки,
представляющей собой хоть и маленькое, но настоящее произведение искусства,
многократно увеличивалась. Достоверно известно, что к работе над этикетками к
шампанскому привлекался даже великий Пикассо.
К началу XVIII века новые игристые вина из Шампани стали популярны на
роскошных банкетах при французском королевском дворе в блистательном Версале.
Когда провозглашали тост за сюзерена, особенно на Рождество и на Новый год, в
бокалах могло быть только это праздничное вино. Тост «С Новым годом!», который
произносят сегодня по всему миру, — это прямое продолжение версальских традиций.
Новогоднему сезону придается такое значение, что 45 % всех поставок
шампанского в мире приходится как раз на октябрь, ноябрь и декабрь.
К началу XIX века шампанское завоевало всю Европу. Этому способствовали и
производители, которые проявили не меньше талантов в маркетинге, чем в
виноделии. Еще в конце XVIII они начали поставлять шампанское ко двору
Екатерины Великой. Ведущие фирмы содержали специальные штаты коммерческих
агентов, отслеживающих события, которые могли бы стать поводом для празднеств.
«Царица ждет ребенка, — сообщал из России на родину представитель фирмы „Вдова
Клико“ в 1806 году. — Какое счастье, если родится наследник. Тогда в этой
огромной стране выпьют море шампанского. Никому об этом ни слова, иначе сюда
хлынут наши конкуренты».
Но прежде чем запустить массовое производство, предстояло справиться еще с
одной, последней проблемой: научиться удалять осадок, оставшийся от дрожжей
после второго брожения. Этот некрасивый слой на дне бутылки к тому же зачастую
замутнял вино. Решения проблемы в 1816 году нашла вдова Клико. Она велела
одному из своих сотрудников сделать деревянную полку с отверстиями. Он помещал
бутылки горлышками в эти отверстия и день за днем медленно поворачивал их,
терпеливо смещая осадок к горлышку и поднимая бутылки все выше, пока они не
оказывались в положении вверх дном, а осадок скапливался в самом горлышке.
Тогда быстрым движением он выдергивал пробку, сбрасывал осадок, доливал вино и
вновь запечатывал бутылку.
Тот же метод применяется и сейчас, а люди, выполняющие эту тонкую работу,
называются remueurs (дословно «шевелящие»). На Западе это считается одной из
самых сложных специальностей, требующих особой квалификации. Так, например, не
каждый «шевелящий» может без труда и ошибок выполнить поворот на одну восьмую
влево с тройным потряхиванием.
Подвал известной фирмы «Мумм» представляет собой бесконечные ряды деревянных
консолей, каждая из которых ощетинилась 120 бутылками, закупоренными поначалу
металлическими крышечками, как пиво. С армейской четкостью их вставляют
горлышком вперед в отверстия в консолях. В своих протянувшихся на 25 км под
землей подвалах «Мумм» хранит около 20 миллионов (!) бутылок. А теперь
представьте, что каждую из этих бутылок работник должен встряхнуть три раза,
повернуть на одну восьмую окружности, чуть увеличивая угол наклона в
специальном отверстии консоли. Чтобы избавиться от осадка, каждую бутылку нужно
повернуть ровно три раза.
Сегодня не все бутылки обслуживаются вручную. Производство шампанского давно
механизировано. Поэтому в фирмах-производителях только 7 % бутылок — особого
размера, с вином лучшего урожая — поворачивают вручную. Остальные обрабатывают
управляемые компьютером роботы, которые захватывают 504 бутылки разом и
поворачивают их точно под нужным углом и в нужный момент. Результат, как вы
понимаете, тот же, только выглядит не так впечатляюще.
Когда осадок наконец скапливается в горлышке, остается удалить его и в
последний раз закупорить бутылку. Современные умные механизмы на несколько
секунд погружают самую верхушку бутылки в лоток концентрированным раствором
соли, охлажденным до минус 20 град. Горлышко замерзает, осадок превращается в
кубик льда, следующий механизм на конвейере снимает металлическую крышечку, и
под давлением изнутри бутылка выплевывает ледяной кубик, как вишневую косточку.
Остается только долить их дополнительной порцией вина, сдобренной сахаром и
|
|