|
ься, выбрасывая предметы мебели в окна дома,
в котором проходила пирушка.
А некоторое время спустя, когда хозяин подал на них в суд за то, что в наше
время можно назвать нарушением общественного порядка, все «герои» в один голос
оправдывали свое поведение тем, что плыли на корабле и были вынуждены спасать
свои жизни. При этом никто из них не сохранил воспоминаний о действительно
происшедшем.
Многие древние авторы описывали то бодрящее и возбуждающее свойство вина,
которое оно оказывает на мужчину, если его выпить в меру. Например, великий
слепой поэт Гомер писал о возбуждении боевого духа воинов после пира, на
котором подавали белое вино. А несколько веков спустя древнеримские поэты
воспели радость, приносимую сердцу и душе этим божественным напитком.
Средневековые иранские поэты-суфии Омар Хайам и Низами в своих стихах также
отразили радостное чувство, посещающее тело и душу человека после вина. Они
сравнивали эмоции, вызываемые вином в душе человека, с другим, наиболее
прекрасным из человеческих чувств, — любовью.
Однако не только эти возвышенные эмоции описаны в древности, но и все то
негативное, что может принести чрезмерное употребление вина. Главное дурное
воздействие неумеренных возлияний, которое всячески критиковалось людьми
античности, — это постепенная утрата человеческого облика, что во все времена
недопустимо.
Вспомните греческие и римские статуи, изображающие прекрасные мужские и
женские тела. Культ красоты был одной из важных составляющих черт античной
культуры. И именно по этой причине древние не приимали связанной с алкоголизмом
потери телесной и нравственной красоты, к которой они так стремились.
В результате они выработали учение о соблюдении меры — одной из важнейших
категорий античной философской мысли. К соблюдению меры должны стремиться все
те, кто считает себя культурным и цивилизованным человеком.
Именно поэтому в Греции было принято пить вино не в чистом виде, а разбавляя
его водой. Это позволяло регулировать степень воздействия паров спирта на
состояние организма и не допускать патологических последствий.
Именно с идеи меры стоит начинать отсчет медицинского применения вина. Ведь
лечение той или иной болезни требует дозированного употребления спиртного
напитка, что возможно только в том случае, если человек действительно осознает
значение вина как лекарственного средства, а не только как напитка,
позволяющего достигнуть расслабления и забытья.
Уже греческие врачи, например, все те же Гиппократ и Соран, уделяли в своих
трудах место лечебному воздействию вина. Подробно описывая влияние напитка на
организм человека, древние доктора давали назначения определенных доз белого и
красного вина для излечения болезней различной этиологии.
Обычно предписания касались самых различных болезней и предполагали точное
следование указаниям. Это происходило потому, что античные врачи хотели
убедиться в возможности излечения как можно большего числа заболеваний, поэтому
и использовали одно и то же средство в разных количествах для каждого из них.
Так появились сборники, предлагающие огромное количество рецептов,
отличавшихся один от другого временем употребления и количеством напитка.
Они были разделены на главы, посвященные лечению той или иной болезни, и
содержали множество диет с белым и красным винами. Вашему вниманию предложем те
из них, в которые входит белое вино.
Помимо лечебного и общеоздоровительного эффекта, эти же медики отмечали
анестезирующее его воздействие, которое и использовалось во время хирургических
вмешательств.
С ходом истории лечение вином стало привлекать все большее внимание медиков.
Так, в средние века, когда вся наука находилась в руках монахов, принадлежащих
порой к конкурирующим религиозным орденам, медицинские знания развивались без
соприкосновения с действительными нуждами населения, то есть в отрыве от
медицинской практики, чисто умозрительно. По этой причине многие предписания
часто оказывались неприемлемыми к применению, так как могли не только не
излечить, он и вовсе привести к смертельному исходу.
Так, например, предполагалось, что винные пары благоприятны для лечения
туберкулеза, так как бестелесный субстрат вина является родственным субстрату
человеческого дыхания.
Однако как показали дальнейшие исследования, спиртные напитки часто губительны
для легочных больных, что полностью опровергло теоретическое предположение
средневековых медиков-монахов.
В начале нового времени медицинские функции сосредоточили в своих руках
цирюльники и брадобреи, которые на городских площадях брались вырывать зубы, а
также давали множество советов по лечению любых болезней.
Со временем сложилась целая наука, называемая энотерапия, что означает
«винолечение». Известно, что в австрийской фармакологии уже к 1719 году
насчитывалось более 35 лечебных вин. Они числились и в российских
справочниках-лечебниках.
В настоящее время традиции энотерапии возрождаются, знания, накопленные
разными народами в течение многих веков, изучаются и применяются на практике.
Например, многие народы применяли белое вино в качестве противоядия от змеиных
укусов.
Можно выделить несколько направлений лечебного эффекта, оказываемого белым
вином. Как известно, оно производится из ряда сортов винограда, поэтому
является натуральным продуктом. Особенно ценится некрепленое белое вино, однако
и другие сорта могут быть использованы для лечения различных заболеваний.
Виноградные вина разнообразны по своему химическому составу, от этого и
зависит разли
|
|