|
ета была
распространена среди богемы гораздо больше, чем во времена романтиков или
высокого
викторианства.
Возник интерес к урбанистическим темам и городской нищете, вызванный, с одной
стороны, мрачными условиями лондонской жизни, а с другой — влиянием таких
французских писателей, как Бодлер. Гомосексуализм вышел было на первый план как
особо
отмеченная тенденция внутри эстетизма, но снова ушел в подполье после суда над
Уайльдом
в 1895 году. Люди чувствовали, что они живут в эпоху кризиса и упадка, и
ощущение это
обостряла привычка мыслить столетиями. «Конец века» — всегда странное время,
будь то
1590-е годы с темным и болезненным духом тогдашней драмы или 1790-е годы с их
революцией и гильотиной. Писатели, хорошо знающие античную культуру, сравнивали
последнее десятилетие XIX века с упадком и гибелью Римской империи и декадансом
Петрония. Оккультизм и католическая церковь собирали жатву. Царили пессимизм и
отчаяние, в особенности у самого типичного поэта девяностых Эрнеста Доусона, не
говоря
уже о Енохе Сомсе. Питер Экройд изящно и блистательно определяет писателей той
поры:
...проклятые поэты и писатели, составляющие поколение девяностых, которые
принесли
пьянящий аромат тепличных цветов из странной оранжереи fin-de-siecle. Ричард Ле
Гальен со
Суинберном, Доусоном и Саймонсом — лишь часть странных певцов похоти и
безнадежности.
Однажды ночью, в 1890 году, поэт Лайонел Джонсон предложил эссеисту и
второстепенному поэту Ле Гальену выпить абсента. Ле Гальен вспоминает, что они
шли из
кабака (тот уже закрылся), и Джонсон пригласил его к себе, в Холборн, в «Грейз
Инн»
выпить по последней. Вспоминая это в 1925 году, Ле Гальен пишет, что
предупреждение,
сделанное Джонсоном, когда они поднимались по лестнице, все еще вызывает у него
улыбку,
«очень уж оно типично для 1890-х»: «Я надеюсь, вы пьете абсент, — сказал
Джонсон, — у
меня ведь больше ничего нет».
Я только слышал, что абсент — таинственно-изысканный и даже сатанинский напиток,
что-то
вроде чемерицы или мандрагоры. Я ни разу его не пробовал, да и после он не стал
моим любимым
напитком. Но в 90-е, говоря о нем, кичились своей безнадежной порочностью,
намекая на
сатанизм и крайнюю растленность.
Эти важнейшие ассоциации и коннотации тут же вступили в игру: «Разве Поль
Верлен
не пил его все время в Париже? А Оскар Уайльд и его близкие друзья, судя по
туманным
намекам, услаждались им каждый вечер в "Cafe Royal"».
Поэтому я смотрел со сладким трепетом, как клубится абсент в наших стаканах.
Вдвоем с
Лайонелом Джонсоном я впервые пил его глубокой ночью, в учено-строгой комнате,
с красивой
дароносицей на каминной полке и серебряным распятием на стене.
(Роскошно украшенная дароносица — часть католической церковной утвари, вроде
реликвария, где хранится для поклонения пресуществленная гостия.) Джонсон был
одним из
основателей и членов Клуба стихотворцев, группы поэтов, которая встречалась в
кафе
«Старый чеширский сыр» на Флит-стрит. Туда входили Ле Гальен, Доусон, Артур
Саймоне и
У.Б. Йейтс, большой поклонник Джонсона. Джонсон был типичен для fin-de-siecle,
но
настоящим декадентом его назвать нельзя, как показывает его резкое эссе о
декадансе
«Образованный фавн» (опубликовано в «Антиякобинце», 1891).
Во-первых, пишет он, настоящий декадент должен быть строго одет (совершенно как
Уильям Бэрроуз в его «деловом костюме», или Т.С. Элиот; Обри Бердсли одевался,
как
сотрудник страховой компании, где он какое-то время и работал). Далее, по
Джонсону,
декадент должен быть нервным и циничным, любить католические ритуалы и, самое
главное, преклоняться перед красотой, даже если у жизни есть жесткие, ужасные
стороны,
скажем — пристрастие к абсенту.
Наш герой должен культивировать обнадеживающую строгость привычек, даже быть
чуть-
чуть денди. Он чужд блуждающих взглядов, тщательно продуманного беспорядка,
величественного безумия его предшественника, «апостола культуры». Итак,
аккуратный вид,
внутри же — католическо
|
|