|
о
сикеру, а иногда и другой напиток — ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил
свой широкий смысл и до XII — XIII веков. Если в Х — XI веках так называли
всякий напиток, всякое питьё, то в XII — XIII веках так стали называть всякий
алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино — всё это было в целом
твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питьё.
Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение — ол.
6. Ол. В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения
ещё одного алкогольного напитка — «ол» [47] , или «олус». Есть также данные,
что в XII веке зафиксировано название «олуй» [48] , что, по всей видимости,
означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом
понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливали это
пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав,
зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем. Имеются также указания на то,
что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это ещё более подтверждает,
что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное
травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из
ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол
стали отождествлять с корчажным пивом, ещё более подтверждает, что олом в XII —
XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого
слова.
Вместе с тем ясно, что термин «ол» давали весьма высококачественному и
довольно крепкому и благородному напитку, ибо в конце XIII века в «Номоканоне»
указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может
быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов
напитков того времени не пользовался этой привилегией — заменять собой вино
[49] .
7. Березовица пьяная. Этот термин отсутствует в письменных памятниках
старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана,
посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу
пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое
время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще [50] .
Анализ терминологии спиртных напитков IX — XIV веков даёт основание сделать
следующие выводы:
В раннюю историческую эпоху на Руси существовало пять типов опьяняющих
напитков:
1. Напитки, получаемые из Византии и стран Средиземноморья в готовом виде и
являвшиеся виноградным вином, преимущественно красным. Все виды вина называли
до XIII века исключительно просто вином, иногда с прилагательным «кислое» и
«осмърьнено» (сладкое, десертное, пряное).
2. Напитки, получаемые путём естественного сбраживания местных продуктов
природы — берёзового сока, мёда, сока ягод без всякого дополнительного
воздействия человека (т.е. без добавления дрожжей, без варки и т. п.), —
березовица пьяная, мёд ставленный.
3. Напитки, получаемые путём искусственного сбраживания зерновых продуктов
(ржи, ячменя, овса) после варки (кипячения) сусла и с добавлением
дополнительных трав (хмеля, зверобоя, полыни) для придания запаха и вкуса.
Этими напитками являлись квас (означавший современное пиво), ол (крепкое,
густое пиво типа портера).
4. Напитки, получаемые путём искусственного сбраживания мёда или путём
комбинации искусственно сброженно-го мёда с продуктами искусственно сброженного
зерна. Этим напитком был мёд варёный или питный мёд. Он представлял собой
водный раствор мёда, заправленный ячменным или ржаным солодом и сдобренный
различными травами (хмелем, полынью, зверобоем) и сваренный подобно пивным
напиткам. Крепость этого алкогольного напитка была довольно высокой, а
опьяняющее воздействие — сильным, поскольку медовое сусло было чрезвычайно
богато сахаром, и поэтому напиток оказывался более богатым спиртом, чем ол.
5. Напитки, получаемые путём гонки сброженных зерновых продуктов. К этим
напиткам относились: квас твореный, вино твореное, сикера, квас неисполненный.
По всей видимости, все перечисленные термины означали один напиток, называемый
по-разному в различных источниках именно потому, что он был, во-первых, самым
новым для XII — XIII веков напитком, появившимся после всех вышеперечисленных,
и термин для его обозначения только подбирали по аналогии со старыми терминами,
обозначавшими известные уже алкогольные напитки, а во-вторых, потому, что сырьё
для этого нового напитка использовали разное (хотя получался он по действию
одинаковым), а люди привыкли определять продукт по сырью, а не по результату
производства. То, что это был один и тот же напиток, показывает его единый
эпитет — «твореный», что указывает на единство технологии. По-видимому, здесь
речь идёт о первичном получении хлебного спирта в результате отгонки сильно
осахаренного крахмалистого сырья.
6. Таким образом, обзор терминологии даёт возможность установить наличие таких
технологических процессов, как медостав, медоварение, квасо-пивоварение и некое,
ещё неясное, винотворение (т.е. нечто близкое к винокурению, но технически
несовершенное).
3. Терминология русских спиртных напитков в XIV — XV веках
Выше мы рассматривали термины, обозначавшие спиртные напитки в источниках в
основном до ХIII века включительно, хотя учитывали также словарный состав
основных письменных памятников и XIV — XV веков. Однако надо иметь в виду, что
от этого времени фактически не осталось памятников бытового языка, а
зафиксированный лексический состав старославянского, церковного языка, как раз
в момент его фиксации, подвергали чистке от бытовизмов и потому не может
полностью отражать всю лексику, которая имела фактически место в то время.
Это обстоятельство надо иметь
|
|