Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: Лешкевич Т. Г. - Философия науки: традиции и новации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-
 
   В одной из наиболее поражающих воображение гипотез предполагается, что в 
результате «начального взрыва» в гравитационном сверхпространстве из 
сингулярного состояния возникла не одна наша Метагалактика, а множество 
метагалактик. Каждая из них может иметь самые разнообразные значения всех 
физических параметров: пространство особой топологии (локально открытое или 
локально замкнутое с разным количеством измерений) и свое космологическое время 
(возможно, неодномерное)8. В современных концепциях «множественных миров» 
рисуется удивительная картина Вселенной. И это согласуется с современными 
взглядами, согласно которым пространственно-временную бесконечность 
материального мира следует понимать не в смысле их метрической бесконечности, а 
как неисчерпаемое разнообразие пространственно-временных структур материи.
ЛИТЕРА ТУРА
1   Тимофеев-Ресовский Н.В. Генетика, эволюция и теоретическая биология // 
Природа. 1989. № 9. С. 62-63.
132

2   См.: Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
3   Степин В. Становление норм и идеалов постнеклассической науки // Проблемы 
методологии постнеклассической науки. М., 1992. С. 15.
4  Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д, 
1994. С. 76-82.
5   Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера, М., 1990. С. 78.
6  Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С. 15.
7   См.: Идея гармонии в научной картине мира. Киев, 1989.
8  Диалектика материального мира. Л., 1985. С. 298.
Тема 13. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ СИНОНИМОМ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ?
Европейская цивилизация — рациональная цивилизация. Различные модели 
рациональности. — Неклассический и постнеклассический образ рациональности. — 
Безбрежность «новой» рациональности. — «Открытая» и «закрытая» рациональность. 
— Чем ограничена рациональность?— Рациональность е структуре сознания. — 
Функции рациональности.
  За европейской цивилизацией изначально закрепилось значение рациональной 
цивилизации. Ей присущ дух разумного и рассудочного подхода к действительности, 
практическо-прагматического нахождения способов решения проблем. Разум, 
рассудок, логос (понятый и как слово, и как закономерность) — вот видимые 
невооруженным глазом составляющие рациональности. Но разум может оказаться «не 
чистым» (в отличие от «чистого» разума). Рассудок может подсказывать то, что не 
будет рациональным по большому счету, а логос-слово вдруг станет воспевать Бога,
 чувства и любовь. И куда же улетучится, испарится рациональность? Где она? 
Есть чувства, Бог, любовь, а рациональности как и не бывало. Рациональность 
оказывается запредельным, трансцендентным понятием. И если в мире есть зло, то 
насколько рационален божественный проект создания лучшего из миров?
   Получается, что рациональность легче опровергнуть, нежели обосновать, и вера 
в имманентную миру рациональность обладает всеми достоинствами и недостатками 
собственно веры. «Верую, ибо абсурдно»... Ведь не случайно русский философ Иван 
Одоевский утверждал, что хотя рационализм нас подвел к вратам Истины, но не ему 
будет суждено их открыть.
   Но если пропустить все шаги, связанные с поиском самодостаточного 
обоснования рациональности, и начать (что весьма распространено) с 
элементарного представления о ней, тогда с рациональностью в первую очередь 
следует связать образ мыслей и действий, обладающий априорной (и откуда только 
такой берется?) разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью. 
Рационалист хочет видеть мир законосообразным, и он представляется таковым. А 
когда по прикидкам современной науки оказывается, что пасущаяся на лугу корова 
— это в первую очередь
133

бешедая пляска электронов, обладающих парадоксальными эффектами взаимодействий 
на микроуровне, и лишь потом корова, в каких же судорогах бьется рациональность 
обывателя! Таким образом, рациональность — это Острейшая проблема менталитета и 
мировосприятия, не теряющая свою остроту тема для многочисленных споров и 
дискуссий.
   Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что 
она прежде всего отличается своей рациональностью, представляет собой 
развертывание рационального способа освоения мира. Можно встретить и более 
громкие суждения типа: наука шаг за шагом создает когнитивно-методологическую 
систему рациональности. При этом объем понятия рациональности, оставаясь не 
вполне выясненным, заставляет задавать очередной вопрос: а как это следует 
понимать? В поисках ответа достаточно эффективными оказывались определения, 
которые претендовали на раскрытие сложных научных проблем с точки зрения 
здравого смысла. С этих позиций рациональность — это прежде всего определенный 
способ вписывания человека в мир. Человек может соотноситься с миром 
посредством любви к природе, к Богу, к жизни. Рациональность — это такое 
вписывание в мир, которое опосредовано предварительной работой в мыслительном, 
идеальном плане и связано с пользой, надежностью, целесообразностью и 
общезначимостью. Следовательно, если вы рационалист, то вы предваряете все свои 
действия их апробацией в мыслительном, идеальном плане. Вы сначала 
трансформируете реальную ситуацию в идеальный объект, производите различного 
рода эксперименты и прикидки и лишь затем, получив удовлетворительную схему 
деятельности, действуете. Однако это в идеале. Вряд ли самый жесткий 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 222
 <<-