|
соответствующих им методов отражены отклики тех далеких споров номиналистов и
реалистов, которые будоражили средневековые схоластические диспуты? Видимо, да.
Ведь те утверждения, которые слышны со стороны идеографических наук (в
частности, что единичное есть основа общего и последнее вне его не существует,
их невозможно отделить друг от друга и предположить раздельное существование),
суть одновременно и аргументы номиналистов, для которых именно единичное, как
реально существующий факт, может быть положено в основу истинного познания.
Применительно к современной ситуации необходимо заметить, что и в точных,
помологических науках, ориентирующихся на регулярность и повторяемость, и в
индивидуализирующих, идеографических науках, ориентирующихся на единичное и
неповторимое, единичное не может и не должно быть проигнорировано. Разве вправе
естествознание отказываться от анализа единичных фактов, и разве справедлива
будет та летопись, в которой не будет прослеживаться общая связь событий?
Для методологии и философии науки представляют интерес размышления Риккерта,
в которых общее и единичное не просто противопоставляются, что было бы наивно,
но предстают дифференцирование, т.е. в
119
различении видов общего и единичного. В естественных науках отношение общего к
единичному — это отношение рода и индивида (экземпляра). В общественных
исторических науках единичность как бы представляет, репрезентирует собой
всеобщность, выступая как проявленная наглядным образом закономерность.
Индивидуальные причинные ряды — таковы цель и смысл исторических наук.
Принипы классификации наук Ф. Энгельса. Когда в 1873 г. Энгельс приступил к
разработке классификации форм движения материи, в ученых кругах был
распространен контовский взгляд на классификацию наук. Родоначальник
позитивизма О. Конт был уверен, что каждая наука имеет своим предметом
отдельную форму движения материи, а сами объекты различных наук резко отделены
друг от друга: математика | физика | химия | биология | социология. Такое
соответствие было названо принципом координации наук. Энгельс обратил внимание
на то, как связаны между собой и переходят один в другой объекты, изучаемые
различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития
движущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от
простого к сложному. Подход, где механика была связана и переходила в физику,
последняя в химию, та в биологию и социальные науки (механика... физика...
химия... биология... социальные науки), стал известен как принцип субординации.
И действительно, куда ни бросить взгляд, мы нигде не найдем какую-либо форму
движения в полной отдельности от других форм движения, везде и всюду существуют
лишь процессы превращения одних форм движения в другие. Формы движении материи
существуют в непрерывно-прерывном процессе превращения друг в друга.
«Классификация наук, — отмечал Ф. Энгельс, — из которых каждая анализирует
отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в
друга форм движения материи, является вместе с тем классификацией,
расположением, согласно внутренне присущей им последовательности самих этих
форм движения, и в этом именно и заключается ее значение»8.
Когда Энгельс начинал работу над «Диалектикой природы», в науке уже
утвердилось понятие энергии, распространенное на область неорганики — неживую
природу. Однако все более и более становилось понятно, что между живой и
неживой природой не может быть абсолютной грани. Убедительным примером тому
явился вирус — переходная форма и живое противоречие. Попав в органическую
среду, он вел себя как живое тело, в неорганической же среде он так себя не
проявлял. Можно сказать, что Энгельс прозорливо предугадал переход одной формы
движения материи в другую, так как к моменту возникновения его концепции наукой
были изучены лишь переходы между механической и тепловыми формами. Вызывало
интерес и предположение о том, что выдающиеся открытия в скором времени будут
возникать на стыке наук, в пограничных областях. Взявшись за разработку одной
из таких пограничных областей, связывающих природу и общество, Энгельс
предложил трудовую теорию антропосоциогенеза— происхождения человека и
человеческого общества. В свое время Ч. Дарвин (1809-1882), проводя срав-
120
нительные анатомические исследования человека и обезьян, пришел к выводу о
чисто животном происхождении человека. Он выделил две формы конкуренции:
внутривидовую и межвидовую. Внутривидовая конкуренция вела к вымиранию
неприспособленных форм и обеспечивала выживание приспособленных. Это положение
легло в основу естественного отбора. Энгельс же оценил роль социальных факторов,
и в частности особую роль труда, в процессе антропосоциогенеза. В XX в. именно
на стыках наук появились наиболее перспективные области новых наук: биохимия,
психолингвистика, информатика9.
Таким образом, если в первых классификациях наук в качестве оснований
выступали естественные способности человеческой души (память, воображение и т.п.
), то, по мнению нашего современника отечественного исследователя Б. Кедрова,
принципиальное отличие энгельсовской классификации заключалось как раз в том,
что «в основу разделения наук она кладет принцип объективности: различия между
науками обусловлены различиями изучаемых ими объектов»10. Тем самым
классификация наук имеет под собой прочное онтологическое основание —
качественное многообразие самой природы, различные формы движения материи.
В связи с новыми данными естествознания разработанная Энгельсом пятичленная
классификация форм движения материи была подвергнута существенным уточнениям.
Наибольшую известность получила современная классификация, предложенная Б.
|
|