|
Соотношение гносеологии, эпистемологии и методологии.
Эпистемология (от греч. episteme — «знание» и logos — «учение») часто
интерпретируется как знание оснований эмпирически наблюдаемого. Поэтому
эпистемологию интересуют не все познавательные проблемы; в отличие от
гносеологии, нацеленной на изучение познавательного процесса в целом,
эпистемология устремлена к выявлению оснований знаний о реальности и условий
истинности. Можно сказать, что она есть строгая гносеология, препарирующая
познавательный процесс с точки зрения получения реального истинного знания. На
эпистемологию возлагаются обязанности открывать с помощью логического анализа
фундаментальные принципы научного познания. В этом смысле можно утверждать, что
эпистемологическая проблематика вырвана из потока времени. Р. Рорти приводит
нас к следующему различению теории познания и эпистемологии: «Теория познания
будет поиском того, что вынуждает ум верить в него (в возможность познания — Т.
Л.), как только оно будет раскрыто. Философия как эпистемология будет поиском
неизменных структур, внут-
5
ри которых могут содержаться познание, жизнь и культура — структур,
установленных привилегированными репрезентациями, которые изучаются
эпистемологией»1. Итак, поиски неизменных структур, ответственных за истинное
знание, — вот что движет эпистемологической мыслью.
Эпистемологическая проблематика инициируется тем, что в науке существуют
отклонения от законов, варианты того же самого, неоднозначность научного
доказательства и обоснования, да и сама Ее Величество Проблема Объективности. В
этих условиях возникает необходимость осмысления кардинальных оснований условий
истинности, адекватности познавательного процесса. Эпистемология требует
одновременно реалистического и рационалистического языка. В ней важны и живая
наглядность, и понимание. Вектор эпистемологического исследования ведет от
рационального к реальному, а не наоборот. Речь идет об исходной, отправной
основе, о начальной ясности. С точки зрения стиля или столь модного в
постфилософской культуре подхода от имени «все в себе содержащего текста»
эпистемология понимается как разновидность сочинений, в которых приверженность
к обоснованию условий истинности, стремление к поискам фундаментального словаря,
объединяющего и ученых, и различные дисциплины, оказываются превалирующими.
Считается, что с конца XIX в. эпистемология стала доминировать над
онтологией. Эпистемология открыто и обоснованно поднимала вопросы о
достоверности, структуре, строгости, делала попытку найти третейского судью в
виде разума. Одновременно происходила и «натурализация» эпистемологии
посредством привлечения психологии и уяснения того, что именно психология может
нам подсказать, как сделать мир доступным для ясных и отчетливых суждений. Тем
более что понимание истины как соответствия, а знания как репрезентации
(представления) стало во многом проблемным.
Если согласиться с мнением, согласно которому имеет смысл различать «знает
что-либо» от «знает, что», то знание можно рассматривать и как отношение между
человеком и объектом, и как отношение между человеком и суждением. Первый .
взгляд может быть назван перцептуаль-ным, а второй — сужденческим. Первый
условно с учетом историко-философской традиции может быть отнесен к Локку,
второй — к Декарту. Можно сказать, что эпистемология разворачивалась в
пространстве, застолбленном двумя межами. С одной стороны, стремление к
истинности упиралось в вопрос: «Как я могу избегнуть мира явлений?» С другой
стороны поджидал не менее сложный вопрос: «Как я могу избегнуть занавеса идей?»
В связи с этим примечательно, что Эпистемологическая полярность закрепляла
не автономию каждой из философских доктрин, например эмпиризма и рационализма,
а их эффективность в дополнении друг друга. Мыслить научно, подчеркивал Гастон
Башляр, представитель французской эпистемологии, т— значит занять своего рода
промежуточное эписте-мологическое поле между теорией и практикой, между
математикой и опытом. Научно познать закон природы — значит одновременно
постичь его и как феномен, и как ноумен2. Получалось, что эпистемологическое
поле — изначально промежуточное и в этом смысле сплошное, в нем нет деления на
сектора— эмпиризм, рационализм, логическое, историческое. Фактом
эпистемологической эволюции является то, что развитие частнонаучного знания шло
в направлении рациональной связанности. Продвижение знания всегда
сопровождается ростом согласованности выводов. Эпистемологическая ось научного
исследования — это подлинно реальная ось, не имеющая ничего общего с произволом.
Она ведет свой отсчет от проблемы точности репрезентации. И именно точность
репрезентации (т.е. представлений) объекта понятийным образом в системе знания
есть дело эпистемологии.
Репрезентация может быть формальной, а может быть и интуитивной. В последнем
случае вы схватываете основные характеристики, особенности поведения и
закономерности объектов, не проводя дополнительных или предварительных
логических процедур, т.е. интуитивно. Процесс освоения материала сжат в точку,
в мгновение Всплеска осознавания. Формальная репрезентация требует тщательно
проведенных процедур обоснования и экспликации (уточнения) понятий, их
смыслового и терминологического совпадения. Таким образом, и формальная, и
интуитивная репрезентации входят в состав такой дисциплины, как эпистемоло-гия,
чем во многом отличают круг ее проблем от родственных ей гносеологических. Два
вида репрезентаций предлагают универсально исторический контекст, т.е.
связывают проблемы, волновавшие древнейших античных и средневековых мыслителей,
с современными проблемами соотношения рационального и внерационального,
|
|