|
тов. Например, если человек высоко оценивается по
шкале агрессивности, то этому сопутствует и высокая оценка по шкале
энергичности. В данном случае качества личности оценивают, исходя из
определенных логических построений. Высокая или низкая оценка какой-либо
характеристики дается только исходя из того, что она вроде бы логически связана
с другими.
6 Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это относительно
устойчивый и упрощенный образ социального объекта: группы, индивида, явления.
Его наличие играет существенную роль в оценке человеком других людей и событий.
Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может
быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о
людях, затрудняя взаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта.
Если для человека, вступающего во взаимодействие с другими, учитель всегда
«зануда», старики всегда «брюзжат», а люди «кавказской национальности» — все
бандиты, то можно изначально предположить, что это общение будет носить
конфликтный характер.
7 Ошибка центральной тенденции — возникает тогда, когда оценивающий
избегает давать низкие или высокие оценки, а пользуется усредненными оценками.
В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными
индивидуальности, а конкретный вклад в общее дело обезличивается.
8 Ошибка привлекательности и взаимной симпатии —- заключается в том, что
из-за симпатии к близкому человеку оценка завышается. Вообще, люди, которые нам
привлекательны получают завышенные оценки, и наоборот. С этой ошибкой связана и
другая — люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаимной любовью и
награждаются завышенными оценками. Как тут не вспомнить басню ИА. Крылова: «За
что же, не боясь греха,// Кукушка хвалит Петуха?...».
9 Ошибка близости — проявляется, когда оцениваемый сравнивается с другими
людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к
кому-либо.
Манеры
поведения
Эта составляющая конфликта также играет важную роль в его развитии. Люди
вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения.
Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием,
ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с
процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении,
поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными
источниками возникновения конфликтов.
В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэмсон выделил целый
ряд таких типов трудных в общении людей1. Назовем некоторые из них.
1) «Агрессивисты» — они постоянно задирают других, говорят колкости и
раздражаются, если их не слушают.
1См.: Брэмсон P.M. Общение с трудными людьми. — Киев: Внешторгиздат,
1991.
2) «Жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут
сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на
себя ответственность.
3) «Молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в
действительности они думают об окружающих или чего хотят.
4) «Сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают
поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих
обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.
5) «Вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются
сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не
получится.
6) «Всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину
в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об
этом «превосходстве» знали и другие. Они могут действовать как «бульдозер»,
расталкивающий всех на своем пути со своими «знаниями». Но довольно часто
оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.
Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных
в общении людей еще целый ряд типов1:
1) «максималисты» — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет
необходимости;
2) «скрытные» — держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом
внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;
3) «невинные лгуны» — заметают следы ложью или серией обманов, так что вы
перестаете понимать, во что верить, а во что — нет;
4) «ложные альтруисты» — якобы делают вам добро, но в глубине души
сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это
может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или
требования компенсации.
Встречаются «игроки» различных типов, например, такие люди, которые
говорят и поступают в стиле «да, но…», описанные Эриком Берном в его книге
«Игры, в которые играют люди»2. Внешне они поступают так, а думают совсем иначе.
Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку.
1Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К°, ЛТД,
1991 – С. 184
2 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
— СПб.: Социальная литература, 1996.
Этические
ценности
Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и
одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы,
в которых выражены наши представления о добре и
|
|