Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: СЕМЬЕВЕДЕНИЕ - Учебное пособие для студентов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
   В Тибете чаще всего имела место братская полиандрия, когда несколько 
братьев имели одну жену. Женщину выбирал старший брат, брачный обряд совершался 

один раз, а остальные братья лишь фактически становились мужьями жены старшего 
брата и образовывали группу, которую представлял старший брат. Жена выполняла 
супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди. Один из братьев 
выставлял свою обувь у дверей спальни, чтобы другие братья знали, что в этот 
момент он находится с женой. Группа братьев делила одну жену, дом, землю, но их 

коллективная собственность была как бы сконцентрирована в личности старшего 
брата. Дети от такого брака не считались общими, а только старшего брата, 
который рассматривался в качестве их подлинного отца. Только старший брат имел 
право на развод с женой, хотя для этого и требовалось согласие всех братьев. 
Любой младший брат мог взять себе свою жену, если он выделялся из семьи со 
своей землей, домом и женой. В этом случае он терял право на жену старшего 
брата и на имущество своей прежней семьи. Иногда младший из братьев мог иметь 
жену на стороне (тайную жену). Она стояла вне семьи мужа и, даже если у нее 
были дети, не получала какой-либо помощи. 
      Иногда к нескольким братьям с их согласия и с согласия их жены 
присоединялся посторонний мужчина, не состоявший в родстве с братьями. Делалось 

это в тех случаях, когда в семье не было детей и с помощью такой меры семья 
надеялась получить наследника. Если ребенок рождался, то он считался ребенком 
старшего брата. Если в большой неразделенной семье жили вместе женатые сыновья 
и племянники с родителями и дядьями, то дядя или отец мужа предъявляли права на 

его жену. 
      Одна женщина могла быть женой нескольких мужчин, не состоявших в родстве, 

если, будучи женой одного мужчины, она добивалась его позволения быть женой и 
других; или когда несколько друзей объявляли себя спунзла – братьями-кузенами, 
связанными клятвой, и брали себе на всех одну жену.
      К фактической полигамии относят также институты наложниц, проституции, 
фаворитизма, открытого брака.
      Серийная моногамия: в течение жизни человек последовательно вступает в 
несколько моногамных браков, которые исходно не предполагались. Этот тип брака 
в равной мере можно назвать и полигамным браком, имеющим формы как многоженства,

 так и многомужества. Многим женщинам серийный брак приносит ощущение 
внутреннего комфорта.
      Современные общества все более и более явно движутся к превращению любви 
в ключевой момент процесса формирования брачного союза. “Брак, основанный на 
половой любви, по природе своей является единобрачием”, – писал Ф. Энгельс. 
Любовь – иррациональное чувство, которое у многих людей носит кратковременный 
характер. Проявлением адаптации института брака к неустойчивости любви стало 
появление серийного моногамного брака, который начинается с пробного брака. 
Доля браков, заключенных после сожительства, составляла в 1975–77 гг. во 
Франции – 31%, в Норвегии – 47%, в Швеции (1975–81 гг.) – 89%.
      Привязка брака к любви лишает его устойчивости, длительности, в связи с 
чем возникают проблемы дележа собственности, ее наследования, воспитания детей, 

ослабевает защищенность женщины, которая, растеряв часть социальных ресурсов в 
связи с рождением и воспитанием ребенка, часто оказывается беспомощной на рынке 

труда. Марксизм связывал перспективы брака по любви с частной собственности. 
“Тогда, – писал Ф. Энгельс, – уже не останется больше никакого другого мотива, 
кроме взаимной склонности”.
      
      Задания и упражнения:
      1) Объясните механизм внутреннего отрицания моногамной семьи.
      2) Спросите у матери: какую вторую, т. е. младшую жену она сама бы 
подобрала для своего мужа?
      3) Чьим интересам в большей мере соответствует институт моногамной семьи: 

мужа, жены, их родителей, детей?
      4) Укажите на элементы полигамии в современной общественной жизни.
      5) Как связаны в моногамном браке любовь и частная собственность?
      
      Рекомендуемая литература:
      1. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // 
Социально-политический журнал. 1995. № 6.
      2. Крутье А.А. Гарем: Царство под чадрой. М., 2000.
      3. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
      4. Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. 
Переводы. Спб., 2000.
      5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // 

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.
      
Глава III. ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА
      
      Гендер (gender) буквально означает социальный пол, в отличие от 
биологического пола (sex). Гендерная система – система полоролевых отношений. В 

настоящее время гендерные исследования охватывают широкую половозрастную 
проблематику, в связи с чем гендер более глубоко понимается как род.
      
      § 1. Гендерные отношения
      
      Счастливый сынок в матушку.
      (Русская пословица)
      
      Гендерные отношения – это вид общественных отношений, возникающих в 
процессе воспроизводства человеческого рода. Гендерные отношения включают 
социально нормированные взаимодействия половых классов и возрастных групп.
      Эволюционный 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-