|
“Моя жизнь была посвящена изучению человека, его судеб и его счастья”
— Дж. Р. Бьюканан, “Конспекты лекций по антропологии”.
Нам говорят, что уже прошло девятнадцать веков с тех пор, как ночь
язычества была впервые рассеяна божественным светом христианства; и два с
половиною века прошло с тех пор, как светлая лампа современной науки начала
сиять во мраке невежества веков. От нас требуют, чтобы мы поверили, что в
течение указанных эпох началось истинное продвижение нравственного и
интеллектуального развития нашей расы. Древние философы, мол, были достаточно
хороши для своих, соответствующих им поколений, но они безграмотны по сравнению
с нашими современными мужами науки. Этика язычества, может быть, и отвечала
требованиям некультурного народа древности, но только до тех пор, пока
появление сияющей “Вифлеемской звезды” не указало ясного пути к нравственному
совершенствованию и спасению. В старину животность была правилом, добродетель и
духовность — исключением. Теперь даже самый тупой может прочесть волю Бога в
слове Его откровения; у людей теперь достаточно побуждений стать добрыми, и они
все время становятся лучше.
Так полагают: но каковы факты? С одной стороны лишенное духовности,
догматическое, очень часто — развращенное духовенство; уйма сект и три воюющие
между собою великие религии; разногласия вместо единения, догматы без
доказательств, любящие сенсацию проповедники, ищущие богатства и удовольствий
прихожане, лицемерие и ханжество, порожденные тираническими крайностями в
требованиях приличия, респектабельности, господствующих взглядов — искренность
и действительность благочестия становятся исключениями. С другой стороны,
научные гипотезы, построенные на песке; нет ни одного вопроса, по которому
достигнуто согласие; ярые ссоры и зависть; общее течение в материализм. Схватка
насмерть между наукой и теологией за непогрешимость — “вековой конфликт”.
В Риме, в самозваном оплоте христианства, мнимый наследник кресла Петра
подрывает общественный порядок посредством своей невидимой, но вездесущей сети
преданных ханжеских агентов, науськивая их революционировать Европу ради его
временного, а также духовного верховодства. Мы видим его, называющего себя
“Викарием Христа”, как он братается с антихристианским мусульманством против
другой христианской нации, публично призывая Божье благословение на оружие тех,
кто огнем и мечом препятствовали претензиям его Христа на божественность. В
Берлине, в одном из великих оплотов учености, профессора современных точных
наук, повернувшись спинами к восхваленным результатам просвещения после
Галилеевской эры, потушили свечу великого флорентийца, пытаясь доказать, что
вся гелиоцентрическая система и даже само вращение земли ничто другое, как
обманчивые мечтания заблудившихся ученых; Ньютон же — духовидец, и все
астрономы прошлого и настоящего только ловкие манипуляторы числами, старавшиеся
доказать неподдающиеся проверке проблемы.6
Между этими двумя столкнувшимися титанами — наукой и теологией — находится
обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо
божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова
картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной
эры!
Будет ли строго справедливо осудить на побитие камнями критики самого
смиренного и скромного из авторов за то, что он целиком отвергнет авторитет и
того и другого из этих сражающихся? Не обязаны ли мы принять за истину афоризм
нашего века, провозглашенный Горацием Грили:
“Я не признаю безоговорочно взглядов ни одного человека, ни живого ни
мертвого”.[2]*
Таков, во всяком случае, будет наш девиз, и мы хотим руководствоваться
этим принципом на протяжении всего этого труда.
Среди многих необычных ростков нашего века странное вероучение так
называемых спиритуалистов возникло среди разваливающихся остатков религий
самозваного откровения и материалистических философий; и пока что оно одно
предоставляет последнее прибежище компромиссу между двумя. Что этот неожиданный
дух дохристианских времен был встречен нашим трезвым и позитивным веком не
очень гостеприимно, — этому нечего удивляться. Времена странно изменились. И
совсем недавно хорошо известный бруклинский проповедник очень кстати указал в
своей проповеди, что если бы Иисус мог снова появиться на земле и вел бы себя
на улицах Нью-Йорка так, как вел себя на улицах Иерусалима, он бы очутился в
заключении в тюрьме.7 Какого же рода встречу мог тогда ожидать cпиритуализм?
Правда, этот вещий чужеземец на первый взгляд не выглядит ни привлекательным,
ни многообещающим. Уродливый и неприглядный, подобно ребенку от семи нянек, он
выходит из своего раннего детства хромой и искалеченный. Его врагам имя легион;
друзей и защитников у него горсточка. Но что из этого? Когда же истину
принимали сразу a priori?8 То, что приверженцы спиритуализма в своем фанатизме
преувеличивали его качества и остались слепыми к его несовершенствам, — это не
дает основания, чтобы сомневаться в его реальности. Подделка невозможна, когда
нечего подделывать. Сам фанатизм спиритуалистов является доказательством
подлинности и возможности их феноменов. Они дают нам факты, которые мы можем
исследовать, а не утверждения, которым мы должны верить без доказательств.
Миллионы разумных мужчин и женщин не могут легко поддаться коллективным
галлюцинациям. Итак, пока духовенство, придерживаясь своих собственных
толкований Библии, и наука, считающаяся только со своим самодельным Кодексом
возможного в природе, — отказываются даже выслушивать спиритуалистов, —
истинная наука и истинная религия молчат и с серьезным вниманием ожидают
|
|