|
века. Оно отмечает зарю новой эры в ее истории, и
как таковое заслуживает более внимательного рассмотрения всеми теми, кто
посвящает свою энергию работе в нем. Позиция мосье Бюрнуфа в ученом мире Запада
дает право относиться с уважением к его суждениям; благодаря его имени, имени
одного из первых и наиболее выдающихся сегодня представителей школы
санскритского языка (покойного мосье Эжена Бюрнуфа), представляется более чем
вероятным, что человек, носящий это имя, не будет делать поспешных утверждений
и непродуманных заключений, но что его выводы будут основаны на внимательном и
тщательном изучении вопроса.
Его статья посвящена тройственному предмету: происхождению трех религий, или
сообществ, основные доктрины которых мосье Бюрнуф считает идентичными, цели -
теми же самыми, а источник, из которого они происходят, - общим. Это - буддизм,
христианство, и - Теософское общество.
Он пишет на стр. 341:
Восточный источник до сих пор оставался спорным; сегодня он стал полностью
доступен благодаря научному исследованию прежде всего английских ученых и
благодаря публикации оригинальных текстов. Среди этих проницательных
исследователей достаточно назвать такие имена, как Сейс, Пул, Бил, Рис-Дэвид,
Спенсер-Гарди, Бунзен... Прошло уже много времени с тех пор, как они были
поражены сходством или, скажем точнее, идентичностью элементов, имеющихся в
христианской религии и буддизме... В прошлом веке эти аналогии объяснялись
предполагаемым влиянием несторианства; но с тех пор была создана восточная
хронология и было показано, что Будда жил на несколько столетий раньше, чем
Несторий и даже чем Иисус Христос... Проблема оставалась открытой вплоть до
сегодняшнего дня, когда были изучены пути, по которым шел буддизм, и прослежены
этапы его движения вплоть до Иерусалима... И сегодня мы являемся свидетелями
того, как на наших глазах возникает новое сообщество, созданное для
распространения буддийских догм во всем мире. Именно об этом тройном предмете
мы и будем говорить.
Итак, на этом в какой-то мере ошибочном представлении о целях и задачах
Теософского общества основана статья мосье Бюрнуфа и его замечания и мнения о
нем. Он с самого начала берет фальшивую ноту и двигается дальше в этом
направлении. Теософское общество не было создано для распространения какой либо
догмы, любой экзотерической, ритуализированной церкви, будь то буддийская,
брахманистская или христианская церковь. Эта идея является широко
распространенным и общепринятым заблуждением; а что касается знаменитого
санскритолога, то источник, который повел его по неправильному пути, совершенно
очевиден. Мосье Бюрнуф читал в "Лотосе", журнале Теософского общества в Париже,
полемическую переписку между одним из редакторов "Люцифера" и аббатом Рока.
Последний весьма неразумно настаивал на связи между теософией и папизмом, а
также Римской Католической Церковью, которая кажется его корреспонденту
наиболее ненавистной из всех догматических религий; не эта церковь, в ее
северных или южных формах, но философия и этика Гаутамы Будды выдвигались им на
первый план. Упомянутый редактор является бесспорным буддистом, то есть
последователем эзотерической школы великого "Света Азии"; это полковник Олькотт,
президент Теософского общества. Но это вовсе не означает, что теософия в целом
жестко связана с церковным буддизмом. Общество было основано не для того, чтобы
просто пропагандировать буддизм, но для того, чтобы стать Братством
Человечества- философским и религиозным центром, общим для всех. Его первые
шаги были направлены к той же самой великой цели, которую мосье Бюрнуф
приписывает Будде Шакьямуни, "открывшему свою церковь для всех людей,
независимо от происхождения, касты, нации, цвета кожи или пола" (см. статью I в
"Правилах" Теософского общества), и говорившему, что "Мой закон- это закон
милосердия для всех". Точно так же, Теософское общество открыто для всех людей,
без различия "происхождения, касты, нации, цвета кожи или пола", и более того -
верований...
Вводные параграфы этой статьи показывают насколько верно (за небольшим
исключением) автор усвоил ту идею, что все религии имеют общую основу и
произрастают от одного корня. Посвятив несколько страниц буддизму, религии и
обществу людей, основанным принцем из Капилавасту, манихейству, ошибочно
названному "ересью", и его отношению к буддизму и христианству, он заканчивает
свою статью Теософским обществом. Он переходит к последнему, (а) проследив
жизнь Будды, столь хорошо известную англоязычному читателю благодаря
великолепной поэме сэра Эдвина Арнольда, что она не нуждается в повторном
изложении; (б) показав несколькими словами, что нирвана - это вовсе не
исчезновение,1-1 и (в) обсудив вопрос о том, что греки, римляне и даже брахманы
рассматривают священника как посредника между людьми и Богом, что означает
признание иде
|
|