|
ая уничтожает всякую связь будды с земным
миром. Таким образом, адепт, завоевавший право на блаженство нирваны,
отказывается- на мистическом языке- от облачения дхармакаи, чтобы быть в
состоянии помогать человечеству; от самбхигакаи он сохраняет лишь совершенное
знание и остается в состоянии нирманакая. Эзотерическая школа учит, что Гаутама
Будда и некоторые из его архатов остались в мире в состоянии нирманакая, являя
собой пример величайшего самопожертвования для блага человечества.
Облачение Shangna получило название от Shangna-vesu из R?jagriha, третьего
великого архата или патриарха, как называется востоковедами иерархия тридцати
трех архатов, которые распространяли буддизм. "Облачение Shangna" символически
означает обладание мудростью, которая приводит к уничтожению личного начала.
Буквально Shangna означает облачение посвященного, вступившего на Путь. Эдкинс
упоминает, что эта растительная ткань была перенесена из Тибета в Китай во
время династии Тонь. Китайская легенда, так же как и тибетская, говорит: "Когда
рождается архат, одновременно вырастает и это растение в чистом месте".
P?ramit?s: Милосердие, Чистота, Терпение, Энергия, Созерцание и Мудрость. Для
священнослужителей, кроме означенных шести добродетелей, требуется еще:
употребление правых средств, наука, благочестивые обеты, сила принятого решения
(Эйтель, "Китайский буддизм").
"Завтра" означает следующее воплощение.
Из поучений школы Prasanga.
"Великое странствие" - полный цикл существования человека в одном круге. В
полной эволюции нашей земной цепи считается семь кругов, современная земля
находится в четвертом круге. "Ныне" означает данное воплощение, "грядущий день"
- следующее воплощение. Прим. перев.
Siddhis.
По Тибетской астрологии солнце именуется Nyima, Марс - Migmar, Меркурий -
Lhagpa. Символ Марса есть око, символ Меркурия - десница, Излучение - аура.
Кальпы - периоды, на которые эзотерические учения делят воплощенное бытие мира.
Махакальпа, Великая Кальпа, равна ста годам Брамы, или 311040000000000 лет.
Сротапатти, или "вступившим в поток" нирваны, именуется чела, получивший первое
посвящение. Только в самом исключительном случае чела оканчивает весь Путь и
достигает цели в одном и том же воплощении. Обыкновенно предполагается, что
чела, вступивший на Путь, может достигнуть цели только в седьмом воплощении.
Siddhis.
Имеется ввиду браманская секта Tоrthоkas за Гималаями, которая считается
неправоверной среди буддистов Тибета и обратно.
Тибет.
"Безграничным прозрением", или сверхфизическим зрением, обладают архаты, за
которыми признается способность видеть и знать одинаково как на месте, так и на
расстоянии.
См. примечание.
"Живое" - бессмертная человеческая суть, его высшее Я, а "мертвое" - личное я.
См. примечание.
Жизнь нирманакая см. примечание 81.
"Явная Стезя" для мирян, "сокровенная Стезя" для учеников тайных школ, которые
готовятся к посвящению. При посвящении объясняется смысл "сокровенной Стези".
Условием для принятия в ученики тайной школы является строгая нравственная
подготовка, отречение от всех личных интересов и земных благ, внутреннее
очищение и твердая решимость посвятить себя служению страдающему миру. Прим.
перев.
Человек, еще не пробужденный духовно.
См. примечание.
Кальпы, см. прим.
Имя пратьека-будд носят те бодхисаттвы, которые стремятся к облачению дхармакая
в целом ряде жизней. Не заботясь о страданиях человечества и думая только о
своем собственном блаженстве, они вступают в нирвану и теряются для людей. У
сев. буддистов пратьека-будда есть синоним духовного эгоизма.
Up?dhy?ya - духовный наставник, гуру. Северные буддисты избирают такого
наставника среди достигших святости, Narjol, учителей тайной Мудрости.
Yana - колесница; M?hay?na- большая колесница и Hоnay?na, малая колесница,
название двух философско-религиозных школ северного буддизма.
Шравака - первая ступень ученичества в эзотерической или тайной школе; на этой
ступени ученик слушает духовные учения (от корня Shru). На второй ступени,
когда учение переходит из теории к упражнениям, ученик становится Shramana,
упражняющийся (от Shrama - действие). Обе ступени соответствуют первым двум
классам Пифагорейской школы, которая подготовляла учеников к посвящению в
древние мистерии, aconoticoi и ao?hai.
Дхиан по-санскритски, или сатман по-тибетски, состояние медитации или
погружение души в объекты духовного мира. Дхиан имеет четыре ступени.
P?ramit?s см. примечание.
Srot?patti, или "вступивший в поток", который ведет в нирвану. Сротапатти -
первая ступень Пути. Вторая носит название Sakrid?g?min, "имеющий родиться еще
лишь однажды". Третья ступень называется An?g?min "не подлежащий более
воплощению", разве если он сам пожелает того, чтобы иметь возможность помогать
непросветленному человечеству. Четвертая ступень Пути, самая высокая, ступень
архата. Архат уже при жизни приобщен к полноте бытия нирваны. Для него уже не
существует посмертного состояния: оно заменяется самадхи (духовный экстаз), в
течение которого он испытывает все блаженство нирваны.
"Достигнуть берега" означает у северных буддистов достигнуть нирваны путем
осуществления P?ramit?s (см. примечание).
Карма вызывается последствиями тех действий человека, которыми нарушается
мировая гармония; для восстановлени
|
|