|
ор и по величию, и по ценности откровений, бросающих совершенно новый свет на
многие тайны природы. Во втором выпуске сборника "Вопросы Теософии" с
биографией Е. П. Блаватской, С. -Петербург 1910 г. в статье Джорджа Мида,
известного ученого и знатока эзотеризма религий, на стр. 84-86 приводятся
любопытные подробности о его переписке со знаменитым ориенталистом Максом
Мюллером, из которой следует, что ни Дж. Мид, ни М. Мюллер, посвятившие всю
жизнь изучению восточных религий, нигде не встречали оригиналов, обнародованных
Е. П. Блаватской Станцев Дзиан и Голоса Безмолвия. (Прим. перев.)
Джидхи на свящ. языке южных буддистов пали то же, что по-санскритски сиддхис, т.
е. психические способности или сверх-нормальные силы в человеке. Такие силы
можно разделить на две категории: одна обнимает все низшие психические энергии,
другая - высшие силы, вызываемые к жизни внутренними духовными упражнениями.
Говорит Кришна в Бхагавад-Гите: "Тот, кто занят совершением йоги (соединение
сознания человека с его высшим божественным началом. Прим. перев.), кто победил
свои чувства и сосредоточил свою мысль на Мне, тот йог держит все сиддхис в
повиновении, и они готовы служить ему".
N?da, "беззвучный Голос" или "Голос Безмолвия"; еще ближе к подлинному смыслу
было бы "Голос в Духовном Звуке", так как N?da - санскритское слово,
соответствующее термину священного языка Senzar.
Dh?r?n? - глубокое и совершенное сосредоточение на внутреннем объекте,
сопровождаемое полной абстракцией от внешнего мира и от мира ощущений.
R?jah
Asat
Sat
_______________________________
"Великий Учитель" - термин, употребляемый учениками (чела) для обозначения
"Высшего Я" начала божественного в человеке. "Высшее Я" соответствует
Adi-Buddha в мистике буддистов. Атма (по-англ. переводимое Higher Self) у
браманистов и Christos у древних гностиков.
"Развивающаяся человеческая душа", Manas, употребляется здесь, соответственно
оккультному семеричному разделению, в смысле человеческой души, в отличие от
духовной и от животной души.
Mah?-M?y?, великая иллюзия, означает объективный мир.
Sakk?yaditthi - обманчивость личного существования.
Attav?da- ложная вера в отделимость каждой человеческой души от единой Мировой
души.
K?la-Hansa, "Лебедь в Пространстве и Времени", Символ Брамы, символическая
птица, роняющая яйцо в хаос, яйцо, превращающееся во вселенную. Прим. перев.
Священное слово древнего Востока, имеющее несколько значений, произносимое
благоговейно йогами во время молитвы и созерцания; "слог А есть правое крыло
птицы K?la-Hansa, У - ее левое крыло, М - ее хвост, а Ardham?tr? называют ее
головой". Так говорится в Nad?vind?panishad (Ригведа).
Вечность имеет на Востоке совершенно иное значение, чем у нас на Западе. Она
означает обыкновенно 100 лет или "веков" Брамы, иначе одну Maha-Kalpa,
продолжительность которой определяется в 311040000000000 лет.
Говорит Nad?vind?panishad: "Йог, взобравшийся на птицу Hansa (размышляющий об
АУМ), не подлежит влиянию кармы и влиянию грехов".
Отдай свою личную жизнь, если хочешь жить в Духе.
Мара, в эзотерическом смысле, олицетворенный соблазн, действующий через
человеческие пороки, в буквальном переводе: "то, что убивает душу". Он
изображается в виде властелина, увенчанного короной, в которой сверкает
драгоценный камень такого нестерпимого блеска, что глядящий на него слепнет.
Три состояния сознания: бодрствование - J?grat, дремота - Svapna, глубокий сон
- Sushupti; эти три состояния ведут в четвертое.
Туриа - состояние высокого духовного сознания.
Некоторые восточные мистики признают семь духовных сфер в теле K?la-Hansa,
Лебеде вне времени и пространства, преобразующегося в Лебедя во времени и
пространстве, когда непроявленный Brahman становится проявленным Brahma.
Avidy?.
Объективный мир, познаваемый физическими чувствами и земным сознанием.
Чертог Испытательного Обучения - и есть астральная сфера, психический мир
сверхчувственных восприятий и обманчивых явлений, мир медиумов, "Астральный
змей" Элифаса Леви. Ни один цветок, сорванный в этой области великой Иллюзии,
не был перенесен на землю без змеи, притаившейся в его лепестках.
Область полного духовного сознания, поднявшись до которой человек достигает
полной безопасности от всех иллюзий.
Цепь причин и следствий, привязывающая человека к земному существованию и
вызывающая его последовательные воплощения на земле. Kармой можно назвать всю
совокупность деятельности человека по отношению себе подобных и всего мира: его
настоящая жизнь представляет собою плод прошедших и в то же время семя будущих
жизней; чтобы "освободить себя от цепей кармы", нужно уничтожить свой эгоизм,
свою самость, стать сверхличным. Прим. перев.
Духовный Учитель.
"Посвященный", ведущий ученика через познавание к духовному или второму
рождению; учитель, или гуру.
Agny?na, неведение, противоположное Gnyana - знание.
См. примеч.
Высшее Ego.
Иллюзия, мир видимых форм, преходящих и подлежащих уничтожению,
противополагаемый Вечному и Неизменному. Прим. перев.
Мировая Душа.
Kundalinо - проводн
|
|